На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

«Толпа жестока и всегда готова на насилие»

Как работает эффект заражения?

Чувство экзальтированного единения на многолюдных митингах, групповой азарт болельщиков на стадионах, массовые психозы и слезы фанаток на концерте кумира, корпоративные командные мероприятия, религиозный экстаз — всем знакомые примеры психологического заражения.

Заражение — это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому, чаще всего на бессознательном уровне. Осуществляется оно через пассивное восприятие и подражание сильным эмоциональным состояниям. 

Индивидуальность личности в толпе размывается, и человек начинается себя чувствовать обезличенным. Восприимчивость к импульсам, которые генерирует толпа, значительно повышается; соответственно, ориентация на внутренние импульсы сводится к нулю. При этом сфера сознания сужается, способность мыслить, анализировать, самостоятельно принимать решения и критичность к происходящему теряются. Вот почему так сложно противостоять, например, массовой панике в огромной толпе. При этом толпа сама по себе не однородна: она делится на ядро и периферию. В ядре эффект заражения проявляется наиболее сильно. Вспомните хотя бы фан-зону на концерте, то место, которое находится максимально близко к источнику заражения. На периферии толпа более разреженная, и поэтому эффект заражения уменьшается. Эти данные были получены специалистами на основе аэрофотосъемок.

В качестве причины заражения опять выступают наши инстинкты: с древнейших времен у людей есть потребность в совместном выражении своих эмоций, ведь это помогало выжить. Именно так стали появляться многочисленные обряды, ритуалы и церемонии. Например, чтобы «зарядить» все племя на успешную охоту, старейшины устраивали ритуальные танцы и пляски.

Мы сами не замечаем, насколько мы все поддаемся эффекту заражения. Не так давно ведущими университетами США совместно с социальной сетью Facebook было проведено любопытное исследование, в котором приняло участие 700 000 пользователей. Ученых интересовало, насколько на нас влияет новостная лента. Что же выяснялось?

Если пользователь видел максимальное количество позитивных постов, то его настроение улучшалось и он сам начинал размещать соответствующие по духу посты. Если же в ленте было много отрицательных новостей, то и сам пользователь начинал публиковать информацию с явной негативной окраской. Поэтому в XXI в. на полном серьезе можно говорить о таком явлении, как интернет-заражение, или онлайн-заражение.

Кстати, Facebook за этот эксперимент много ругали и критиковали. Во-первых, согласие на проведение эксперимента пользователи не давали. А во-вторых, результаты исследования шокировали многих. Ведь получается, что социальная сеть может сознательно вызывать определенные эмоции у пользователей, манипулируя их состоянием.

Примеров массовых истерий и заражений история знает много. Например, известен случай, произошедший в 1500 г. в одном бельгийском монастыре. Одна монахиня долго постилась, и на фоне истощения у нее появились визуальные галлюцинации, истеричный смех; она застывала в разных позах, вопила, произносила бредовые фразы, изгибалась в судорогах. «Болезнь» стала быстро распространяться: монашки одна за другой заражались таким поведением. Они тоже начинали бегать, прыгать, смеяться и кричать, наносить себе телесные повреждения. Закончилось все в традициях Средневековья: некоторых из них сожгли на костре как виновниц «бесовской эпидемии».

Или известен другой случай, получивший название «Пляска святого Витта». Сотни возбужденных людей с криками и воплями неистово танцевали на улицах городов до полного изнеможения. Подобные истории задокументированы в Италии, Нидерландах, Германии в XIII–XVII вв.

В России тоже имеется немало любопытных исторических примеров. До революции распространенным явлением, в основном среди женского населения, было так называемое кликушество. Люди впадали в истерику, будучи уверенными в том, что на них или на их близких кто-то навел порчу. Чтобы избавиться от проклятия, одержимые бились в истерике, бормотали бессмыслицу, подражали голосам животных, валялись на земле и извивались в конвульсиях, выкрикивали имена тех, кто якобы их проклял (отсюда и название «кликушество»). Стоило в деревне появиться хотя бы одной такой кликуше, как массовая эпидемия истерии накрывала всех.

Заражение — опасное явление, которое может вызывать массовую панику (от греч. panikon — безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное внешними угрозами и выраженное в гипертрофированном чувстве острого и неудержимого страха. При этом опасность может быть как реальной, так и воображаемой. И именно эффект заражения отключает рациональное восприятие, задача которого — адекватно оценить степень угрозы и продумать правильное поведение в сложившейся ситуации. Паника охватывает толпу, словно зараза, мгновенно распространяясь.

Последствия паники подобны стихийному бедствию. Ведь главная стратегия избегания угрозы — это бегство. Вот почему часто во время пожаров большее количество людей получает увечья и травмы не от самого огня, а именно в давке.

Механизмы паники изучены учеными. Сначала возникает шокирующий стимул, который вызывает потрясение и чувство крайнего страха у одного или нескольких людей: «Пожар!», «Убивают!», «Помогите!», «Спасайтесь!». Это наиболее впечатлительные люди. Они становятся главным источником страха, который далее благодаря заражению передается остальным. Происходит нагнетание эмоционального напряжения в геометрической прогрессии. Источник страха обрастает подробностями, чаще всего вымышленными. Далее масса сливается в единый организм, самоконтроль теряется полностью, начинается паническое бегство. Крики, охи и ахи только усугубляют ситуацию, подливая масла в огонь.

Легендарный случай массовой паники случился в США 30 октября 1938 г. По радио корреспондент с места событий сообщил, что на территорию округа Мерсер приземлился инопланетный корабль марсиан в виде металлического цилиндра, из которого появилась огромная боевая машина, уничтожающая все на своем пути. Репортаж сопровождался звуками взрывов и криками. Почти миллион (!) слушателей всерьез восприняли эту информацию и в панике начали покидать свои дома. Бесконечные обращения в полицию и клиники, огромные пробки, оборванные телефонные линии, бегающие в ужасе по улицам люди. Страсти улеглись лишь к утру. К сожалению, американцы не услышали самого главного: по радио транслировался радиоспектакль по книге «Война миров» Герберта Уэллса, приуроченный к Хеллоуину. Шутку и художественный замысел народ не оценил.

В 2008 г. опыт американской радиостанции решили повторить в Хорватии. Репортеры так же красочно сообщали, как в небе над Загребом наблюдается яркое световое пятно, внутри которого отчетливо видно НЛО. Удивительно, но и в этот раз все сработало: люди также мгновенно поддались панике.

Я уже говорил, что индивид в толпе обезличивается. Но кроме этого есть еще один важный момент: в толпе в период заражения человек начинается чувствовать себя еще и безнаказанным и безответственным. И это представляется мне особенно опасным, потому что эффект заражения можно использовать сознательно, для управления толпой в своих корыстных интересах. Например, для массовых протестов, провокаций во время мирных демонстраций, возбуждения агрессии и даже для осуществления революционных переворотов. Толпа близорука и бестолкова, безгранично доверчива и излишне чувствительна. Реальная действительность уходит на второй план. Настроение в толпе всегда гиперболизированное и утрированное.

С помощью правильных риторических приемов очень легко посеять нужное чувство в толпе. А дальше дело за малым, эффект заражения сам все сделает. К тому же в толпе мгновенно распространяются самые нелепые слухи, которые будут легко приниматься за истину. У толпы очень низкий уровень интеллекта, но зато преобладают героизм и энтузиазм. Толпа жестока и всегда готова на насилие, ибо ответственность размывается. Толпа всегда готова на преступление, хотя в реальной жизни каждый отдельно взятый индивид никогда бы не решился на это.

Власть толпы и общественного мнения безгранична. Толпе мы верим, за толпой мы следуем, толпу мы копируем. Мы многого еще не знаем о себе и об окружающих. Уверен, нас ждет масса интересных и неожиданных открытий в этой сфере. Но факт остается фактом: социальное воздействие — один из самых незаметных и опасных видов манипуляции, на которую охотно поддается каждый из нас, даже если это отрицает. Потому что задействованы наши инстинкты.

Фото

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх