На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

55 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vasiliy Belokurov
    Вот честно.....из всего фильма осталось целостное впечатление только от первых кадров расстрела машин везущих жителей...Алексей Герман-мл...
  • Иван Агеев
    Нашли "пример для подражания", блин! Даже и не пойму - то ли смеяться, то ли нет, потому что грех над убогими. Кто же...Авторы фильма о Р...
  • Владимир Моргунов
    Это сродни интервью собчачки с маньяками !!! Нафаршированный глянец на бабенку, сыгравшую не последнюю роль в развале...Авторы фильма о Р...

Осложнение вакцинации

Что мешает принять решение о прививке

Тлеющая “холодная война” накануне локдауна обостряется. “Сделайте уже прививки!” - требуют одни. “Мое тело - мое дело. Все ваши меры - попрание гражданских прав!” - возмущаются другие. 

Кажется, властям надоело наблюдать за этой борьбой и всех решили объединить в один лагерь. Ограничить свою активность, согласно постановлению мэрии, должны будут все. И привитые, и не привитые. 

Вспомним первый локдаун: какое взаимопонимание царило, когда все оказались в одной ситуации, да? Нет. Поляризация уже была. Шла она по принципу “одобряю/ не одобряю” правительственные меры. 

Очевидно, что власть не справилась с прививочной кампанией. Причины этого провала пусть разбирают другие эксперты. 

Ответ на вопрос о том, почему люди пошли прививаться, тоже не так интересен, потому что понятна аргументация. Есть доверие к доказательной медицине. Страх умереть оказывается сильнее, чем опасения побочек от вакцины. Доверие непосредственно к прививкам основывается на знании о том, что они уже избавили человечество от эпидемий страшных болезней в прошлом. 

Мне интереснее поговорить о том, почему таким активным оказалось антипрививочное движение. Я вижу здесь несколько причин.

Причина №1.

Пандемия - это колоссальный стресс как для человечества в целом, так и для каждого человека по отдельности. В ситуации неопределенности самое страшное - потеря контроля. 

Приведу пример. Думаю, многим он будет понятен. Человек, который испытывает аэрофобию, сидя в самолете, пытается контролировать окружающую обстановку. Он чутко наблюдает за тем, сколько миль пройдено, прислушивается к звуку мотора, смотрит за тем, как ведут себя стюардессы. Это дает хоть какую-то иллюзию управления ситуацией. Иллюзию. Потому что он ничего не контролирует. 

Пандемия - это летящий в небе самолет, которым не только пассажиры, но и пилот не очень-то обучен управлять. Мы все оказались на судне, устройство которого нам приходится изучать прямо в полете. 

Стратегий копинга, то есть справления с ситуацией, существует несколько. В первом случае, человек напрягается, чтобы решить ситуацию. И если стресс нельзя устранить, то в нем можно научиться жить. Или найти способ справиться. Это те люди, которые обратили пандемию себе на пользу. Рестораны, которые взялись развивать службу доставки; люди, которые пошли в курьеры или волонтеры; те, кто стали устраивать зум-конференции и так далее. Я не видела таких исследований, могу основываться только на личных наблюдениях, что именно эти люди стали добровальцами в период первого локдауна.

Второй способ справиться - обратиться за поддержкой. Это люди, которые ожидали решения и рекомендаций от властей, работодателей, медиков. 

И третий способ - это бегство от ситуации. Попытка доказать, прежде всего себе, что ничего особенного не происходит. “Ковид - это тот же грипп”, “Это заговор правительства”, “Это попытка чипировать”, “Статистика неправдоподобна” и т.д. 

К вакцинации это тоже имеет отношение. Если всё вокруг фикция, то и вакцинироваться незачем. “Это вы сумасшедшие, придумали себе проблему, а я живу спокойно”, - говорит человек, которому ужасно страшно признать то, что он в том же самолете, что и те, кто умирают от ковида, что он в той же группе риска, что и все. 

Это очень мощная защита, потому что цель ее не допустить мысль “я тоже смертен”. Пойти на вакцинацию равнозначно признанию смертности. Страх смерти - один из самых сильных.

Причина № 2

В фейсбуке и твиттере довольно быстро стала расходиться шутка: “Все теперь иммунологи. Нормальные же политологи были! Куда делись?“

На старте кампании по вакцинации громко прозвучали голоса тех, кто выступал против прививок. Многие колеблющиеся люди быстро приняли решение под влиянием их ярких выступлений. Дальше стало проявлять себя давно известное социальным психологам когнитивное искажение, которое называется “черно-белым мышлением”. Определившись с позицией, люди стали обращать внимание на аргументы, подверждающие их решение, игнорируя доводы, противоречащие ей. 

То же самое, конечно, делали и сторонники прививочной кампании. Но если последние читали медицинскую литературу и слушали врачей, работающих в “красной зоне”, то первые обращали внимание на специалистов, в арсенале которых были отличные методы эмоционального воздействия, но сомнительные, с научной точки зрения, аргументы.

Осознанно или нет, некоторые люди воспользовались возможностью самореализоваться через оппозицию к прививочной кампании. И тут срабатывает другой эффект - Даннинга-Крюгера. Как писал Чарльз Дарвин, “невежество чаще порождает уверенность, чем знания”. Чем меньше у человека знаний в определенной сфере, понимания предмета, тем с большей уверенностью он будет заявлять свою позицию. Причем, что важно понимать: это не обязательно человек необразованный, это может быть авторитет в определенной области, который является дилетантом в другой. К примеру, гинеколог может ничего не понимать в иммунологии, но заявлять себя универсальным экспертом. 

Причина № 3

Противников вакцинации не зря почти сразу стали называть движением. Притом, что формальных оснований для этого нет, есть некоторые признаки, которые позволяют говорить о “движении антиваксеров”. Люди объединились, создали чаты и даже начали проводить митинги. И если сначала это были шапочные знакомства, то сегодня это вполне себе оформившиеся компании людей. 

Выйти из такой группы может быть рискованно, предполагает биолог Анча Баранова. Если ты меняешь позицию, ты теряешь людей, выходишь из сообщества, рискуешь стать изгоем. В этом случае не сработает ни информационная кампания, ни аргументация признанных авторитетов в сфере медицины. Но может сработать создание альтернативной причины для объединения. Какой? Это уже другой вопрос. Еще одной причиной может быть решение вакцинироваться людей, которые являются авторитетами в этой группе. “Если уж и он решился изменить мнение, то почему бы и мне этого не сделать”.

Этот текст, конечно, прежде всего, мнение, хоть и экспертное. И было бы неправильно не поделиться личной позицией.

Я решение о вакцинации приняла в конце прошлого года. И повод для него был эмоциональный - от ковида умер мой отец. Он очень ждал прививку и верил в нее, но не дожил каких-то пары недель. Наблюдая за тем, как несколько недель боролась за свою жизнь моя мама, я решила, что если есть возможность снизить риски для других людей и для своей семьи, я это сделаю. Вакцинация эту возможность дает, даже если учесть, что человек может быть бессимптомным переносчиком. Это, как минимум, осознанное содействие созданию коллективного иммунитета. Я не эксперт-иммунолог, но я доверяю тем специалистам, которые приводят аргументацию, основанную на исследованиях. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх