На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...
  • Elena Dmitrieva
    Шнур и Литвинова два примата, что было ясно и без интервью.Познеру — 90: всп...

Что делать властям с Навальным? Четыре сценария развития ситуации

Отправка Алексея Анатольевича в колонию позиционировалась властями как торжество справедливости и законности. Но теперь перед ними встал новый вопрос: а что делать с Навальным в тюрьме?

Афтершоки

Вот уже почти полтора месяца Алексей Навальный изучает быт и нравы Покровской колонии. Однако дело и слово его продолжают жить. Пиарщики Алексея Анатольевича поддерживают в информационном пространстве историю о том, что он лишен медпомощи, что он страдает. О лидере российской несистемной оппозиции не забывают и на Западе — о нем регулярно пишут тамошние СМИ, его регулярно требуют освободить тамошние политики.

И встает вопрос: что делать властям, чтобы справиться с этим политическим землетрясением, а также с его «афтершоками» — соратниками, коллегами и подражателями Навального, которые за свои действия в преддверии выборов в Госдуму тоже могут быть отправлены властью в места не столь отдаленные? Сейчас  против Любови Соболь. Инкриминируемое ей деяние — в рамках статьи о нарушении неприкосновенности жилища с применением насилия или угрозой его применения — может караться «двушечкой». Вряд ли, конечно, ее за это проникновение посадят, однако и до выборов еще как минимум несколько месяцев. За этот срок оппозиция может развернуться, а Кремль (на фоне внешнего давления и ощущения собственной уязвимости по причине начала процесса транзита власти) — включить нулевую толерантность по отношению к тем, кто нарушает закон и «раскачивает лодку». И тогда в отношении посаженных развернется ровно такая же кампания давления на Кремль — как внутри России, так и извне.

Условно говоря, есть четыре варианта реагирования. У каждого свои минусы, но и свои несомненные плюсы.

От звонка до звонка

Вариант первый: просто не обращать внимания, и пускай сидит весь свой срок.

Навальный — не первый и не последний политик, который капитализирует свое пребывание за решеткой в медийных целях. И во многом успех его линии будет зависеть от того, как Кремль на нее реагирует. Условно говоря, чем больше будет реакции, тем более успешной и громкой будет эта капитализация. Если же власть от этой кампании дистанцируется, на все требования будет отвечать фразами из серии «Навальный сел по закону», откажется выполнять любые требования западных партнеров об «особом отношении» к Навальному (в частности, о визитах к нему послов и дипломатов в неурочное для посещений время), то проблема сидящего «пациента» будет минимизирована.

Однако такой сценарий маловероятен. Навальный — не просто оппозиционер, а жупел для провластной пропаганды. Символ, персонификация либерал-тоталитаризма, дешевого популизма, иностранного вмешательства во внутренние дела России и т. п. Ни госканалы, ни провластные активисты не смогут отказаться от использования личности Навального в своих речах и выступлениях. И это не говоря уже о том, что данная стратегия не сможет бороться с афтершоками, особенно если посадки станут массовыми. Под угрозой окажется легитимность выборов (Лукашенко подтвердит), а также самого транзита.

Николай Ярошенко. Фрагмент картины «Заключённый», 1878 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Выпускай

Вариант второй: выпустить Навального по амнистии.

Наиболее выгодный вариант для оппозиции, на который она сейчас толкает власть. Кремль может признать, что решение отправить «берлинского пациента» в колонию было поспешным и ошибочным, после чего минимизировать ущерб за счет амнистии или иных легальных процедур, которые позволили бы Навальному выйти на свободу. Ну и в качестве бонуса Кремль мог бы показать собственное великодушие. Впервые за долгое время протянуть гражданскому обществу ладонь, а не кулак, фигу или же другую, куда более неприличную фигуру.

Проблема в том, что этот вариант крайне опасен. Амнистировав Навального после всего того, что он сделал (включая игру в западных интересах в истории с «Отравлением “Новичком”»), Кремль публично выбросит на помойку принцип верховенства закона. Более того, он выбросит его на глазах у пропутинского электората, который увидит, что Навальный, как и раньше, стоит над законом, что ему все можно. Это впечатление складывается уже сейчас, когда Алексей Анатольевич находится в колонии на особом положении и позволяет себе беспрепятственно совершать дисциплинарные проступки и вести себя как «вор в законе» (в частности,  десятка домов в Москве (включая дом, где проживает автор статьи). Безусловное освобождение Навального создаст у сторонников, а также противников Путина ощущение его слабости. А слабых в политике бьют — всегда и везде. 

Выборы, выборы

Вариант третий: отпустить и избрать.

Одним из интересных вариантов решения проблемы с Навальным стало бы не только освобождение оппозиционера, но и позволение ему и его сторонникам принять участие в выборах в Госдуму. Да, рейтинг доверия «лидера российской оппозиции»  всего 5%, однако этого вполне может хватить для того, чтобы сформировать в Думе какую-никакую фракцию. После чего Алексею Анатольевичу придется перейти от сотрясания воздуха к маранию бумаги — начинать какую-то законотворческую деятельность, разрабатывать проекты законов, проводить аналитическую и лоббистскую работу законным путем. А поскольку конструктивные возможности Навального, в отличие от деструктивных, вызывают вопросы, то не исключено, что по итогам деятельности в Госдуме в глазах значительной части избирателей он будет выглядеть не лучше, чем «жулики» и «воры» из «Единой России».

К сожалению, такой сценарий маловероятен. Прежде всего потому, что власть тогда вынуждена будет пустить Навального и в официальное медийное поле, где ему будут противостоять официальные политики, не имеющие навыков пиара и публичной дискуссии (эта деформация образа произошла по причине существования жесткой вертикали и отсутствия публичной конкуренции в стране). Навальный всех их положит на медийные лопатки. А что касается деятельности в Госдуме, то отечественный электорат давно соскучился по парламенту как «месту для дебатов», и ему понравится замена там Жириновского (который все-таки сильно сдал) на очередного популиста и клоуна, делающего жизнь и политический процесс веселее.

Доказательство

Наконец, четвертый — самый интересный и самый выгодный для власти вариант. В последние дни ряд провластных и оппозиционных персон  десятка задержанных в США российских разведчиков на четверых осужденных в России, в которых был заинтересован Запад. Этот вариант позволит властям избавиться от «Навального сидящего», вернуть своих людей и в случае, если обменян будет Ассанж, получить массу благодарностей и комплиментов от той части западного общества, для которых основатель WikiLeaks является символом борьбы против прогнившей системы.

Этот вариант, однако, категорически невыгоден ни Алексею Навальному, ни стоящим за ним силам. И дело не в том, что с его помощью Навальный выдворяется с территории России и превращается в очередную Тихановскую. И даже не в том, что после освобождения Алексея Анатольевича Путина больше нельзя будет критиковать за «сидящего лидера оппозиции». Дело в том, что этим обменом Запад фактически подпишется под тем, что Навальный является его агентом (как в 2010 году включением в обменный список Игоря Сутягина — бывшего сотрудника Института США и Канады, задержанного ФСБ за шпионаж и  рядом лиц невиновным, — расписался в том, что Сутягина взяли за дело). Даже в том случае, если обмен произойдет на Ассанжа — условно говоря, «интересного чужого» на «интересного чужого», — сам факт размена все равно будет успешно подаваться электорату как доказательство вины. Именно поэтому, скорее всего, сам Навальный и стоящие за ним люди на вариант с обменом не согласятся.

Так что, из-за неготовности властей и оппозиционера разыграть наиболее интересные варианты, Навального пока ждет первый. Будет сидеть. Путин сказал.

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх