На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Ученый, врач, чиновник: кто для нас авторитет

Продолжая исследование проблемы отсутствия авторитетов у нынешнего поколения детей, Катерина Мурашова публикует письмо читательницы и задается вопросом: кого из представителей разнообразных общественных страт сегодня признают сами взрослые?

Иллюстрация: Veronchikchik

Сегодня продолжим тему иерархии и авторитетов. Почему? Потому что я получила письмо от читательницы Юлии, которое сначала заставило меня задуматься и навело на мысль обратиться к уважаемым читателям с очередным вопросом для сбора и обмена мнениями.

Тема изначального поста и последовавших обсуждений была, напомню, о том, что современные дети и подростки не особенно признают авторитеты, даже те, которые еще полвека назад даже предметом обсуждения не являлись: родители, учителя, бабушки, дедушки. Хорошо это или плохо? Как повлияет или как уже повлияло на изменения в обществе? Обсуждали детей и подростков. Но вот ниже письмо, которое заставляет нас взглянуть на тему в несколько ином ракурсе. Привожу его в отредактированном виде.

…Мне кажется, это тенденция, которая невольно поощряется родителями. Мы мыслим категориями услуг, когда потребитель имеет право предъявлять свои требования, замечания, пожелания к автору услуги. Заметила это, работая в школе. Дети не воспринимают учителя, потому что его влияние не ценно для родителей. Поскольку школа больше не воспитывает (как в СССР), а только оказывает образовательную услугу, то потребитель в лице родителей (а дети берут с них пример) активно говорит о своем недовольстве. Вспомните, как родители могут со вкусом обсуждать профессиональные качества учителя, например, новенького или когда у ребенка конфликт с ним. И ладно, если бы родители говорили об этом только друг с другом — сегодня такие разговоры все чаще происходят при ребенке. Естественно, если родители сомневаются в личности учителя, то это передается детям.

Наблюдаю такую картину во всем: мы порицаем старшее поколение за неуместные советы, представителей власти — за действия, начальников — за жесткие требования, продавцов/коммунальщиков за — плохую работу...

Вот честно, кто для нас, взрослых, сейчас авторитет? Наверное, только эксперты с многолетним практическим опытом. Даже представитель власти (полицейский, чиновник) уже не впечатляет, потому что сразу вспоминаются резонансные случаи с ошибками в системе или произволом. Их власть признаешь, потому что она дана государством.  Даже врачу нельзя верить безоговорочно: пока найдешь кого-то с адекватной системой лечения, сам выздоровеешь!

Я очень благодарна Юлии за очередную возможность задуматься не о том, какие плохие, ужасные, неправильные или, наоборот, хорошие и прогрессивные «они», а какие — «мы сами». При нынешнем положении вещей такое упражнение более чем актуально, и его, мне кажется, надо всем выполнять каждый день, по утрам, сразу после чистки зубов, утренней зарядки и просмотра новостей.

Итак, а что сегодня у нас самих-то с авторитетами? Ведь очевидно, что дети во многом копируют взрослых. Древний, доставшийся нам от животных предков механизм имитации и поныне один из самых распространенных и устойчивых способов обучения у детей и подростков.

На системе авторитетов, по сути, выстроена основа структуры любого общества из тех, которые мы знаем из истории. Можно предположить, что в будущем все будет как-то иначе, и, допустим, искусственный интеллект и развитие метавселенной внесут в происходящее какие-то коррективы, но доселе-то было именно так: иерархия религиозных или светских авторитетов, периодически, по мере исчерпания общественного доверия, сменяющих друг друга.

И вот — наше с вами общество в текущем моменте. Давайте проанализируем, кто для нас сейчас служит авторитетом. Иными словами, чьей компетенции мы доверяем, кого уважаем и даже кому по случаю готовы подчиняться так же безоговорочно, как вроде бы иногда требуем от подрастающего поколения.

В письме Юлии и не только:

  • Правоохранители? (Помните милиционера дядю Степу из детства детей середины 20-го века?)
  • Врачи, система здравоохранения в целом? (В Средние века и позже врачи были отдельной кастой и для усиления своего авторитета даже говорили на отдельном, непонятном большинству языке — латыни.)
  • Чиновники, государство?
  • Армия, офицерское сословие?
  • Учителя, преподаватели в вузах, лицеях и колледжах, система образования в целом?
  • Отдельные частные эксперты? (Откуда? Из отзывов или рекламы в интернете? Из повседневной практики?)
  • Находящиеся на слуху говорящие головы из того же интернета, которые непрерывно все анализируют и вот уж точно всегда все знают про вас самих и про актуальные текущие события?
  • Люди старшего возраста, с большим жизненным опытом? Старшие члены семьи?
  • Публичные политические деятели?
  • Наука как явление?
  • Классическая литература, прошедшая проверку временем?

Логически рассуждая, у каждого взрослого человека (оставим на время детей в покое) для устойчивого состояния и работы психики и для поступательного развития (взрослым тоже нужно развиваться, уверена, что моим читателям это известно) должен существовать некий комплекс авторитетов, на мнение и поддержку которых он опирается в своей повседневной практике, в важных для него ситуациях и трактовке происходящих вокруг него событий.

Давайте соберем мнения и попробуем понять, на что опираются сегодняшние взрослые. Может быть, проделав это, мы поймем и что-нибудь о наших детях.

О чем писать не стоит. Разумеется, если мне нужно починить компьютер, я опираюсь на авторитет мастера, который разбирается в этом всяко лучше меня. А в случае беседы с теоретическим физиком я заранее небезосновательно предполагаю, что он в сравнении со мной безусловно эксперт в этой самой теоретической физике. Это очевидные вещи.

А вот все остальное, увы, далеко не так очевидно.

Итак, уважаемые читатели, кто или что служит для вас сегодня авторитетом?

По неписаному этическому правилу заполнения школьных анкет, которое я хорошо помню, первую строчку всегда заполняет автор анкеты. Обещаю, что когда соберу ваши мнения и буду публиковать, первым пунктом напишу про свои авторитеты.

Пишите пожалуйста по адресу katgift12@gmail.com. Не забывайте указывать имя, чтобы письмо не было обезличенным, страну или город, и в данном случае, если можно, указывайте, пожалуйста, хотя бы приблизительный возраст, чтобы мы могли сориентироваться по поколениям.

Спасибо всем.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх