На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

Умер Анатолий Найман. Вспоминаем одного из знаковых людей отечественной литературы

Сегодня умер Анатолий Найман. Об особом месте поэта в русской культуре размышляет Сергей Николаевич.

Анатолий Найман Фото: Владимир Яроцкий

Есть люди, чье присутствие на земле ощущаешь очень остро вне зависимости от того, знакомы вы с ними или нет. Мы не были знакомы с Анатолием Генриховичем Найманом, хотя, думаю, такая возможность при желании могла бы легко представиться: жили в одном городе, наши литературные маршруты много раз пересекались в одних и тех же редакционных и издательских кабинетах, наконец, я много лет знаю его приемную дочь Анну Наринскую. Тем не менее что-то не совпало, не сошлось. Не хватило какой-то самой малости в виде повода или чьего-то дружеского жеста. Об этом думаю сейчас с большим сожалением. Потому что Анатолий Генрихович был, конечно, человеком особого калибра, существовавшим абсолютно отдельно и автономно. И этой своей экстерриториальностью, похоже, очень дорожившим и в приватной жизни, и в творчестве. 

Никогда не состоял в Союзе писателей, никогда не примыкал ни к каким творческим группировкам. Числился во французском «ПЕН-клубе», но это было скорее данью перестроечному времени, некоей уступкой обязательному джентльменскому набору успешного писателя 90-х годов, включавшему в себя гранты западных фондов, курсы лекций в американских университетах, публикации в журнале New Yorker и переводы на европейские языки. 

Фото: Владимир Яроцкий

Во всем этом Найман участвовал с надменной неохотой. Держал, что называется, дистанцию. И любую активность в налаживании нужных связей и саморекламу воспринимал как непростительную уступку дурному вкусу. Сам признавался, что для него любая известность, слава не имеют преимуществ перед безвестностью — ни сиюминутных, ни в видимой перспективе. Но требуют несравнимо больших усилий и затрат. «За целую жизнь я не освободился от ощущения неприятности, когда выслушиваю одобрение». 

Вообще Найман был человеком безупречных манер и отменного вкуса. Может быть, ему это даже в какой-то момент мешало? Тем более что вкус и манеры достались не по праву происхождения или воспитания. Кто он был? Обычный советский мальчик из еврейской семьи. Сын инженера и домохозяйки. 

Как горько пошутил однажды Василий Павлович Аксенов: «Все мы из одного детского дома». Но в том-то и дело, что Толя Найман был совсем другой породы. Свой вкус и манеры он сам в себе воспитал и не уставал шлифовать всю жизнь. 

Фото: Владимир Яроцкий

Это сразу оценила Анна Ахматова, когда он пришел к ней почитать свои стихи в квартиру на улице Красной Конницы. Найман вспоминал, что чтение это происходило в какой-то свинцовой тишине. Казалось, Ахматова никак не реагировала на его приход и стихи. Сидела недвижимо и молчала, как умела молчать только она, намертво парализуя все живое. Это всегда было испытание для чужаков, что-то вроде экзамена, который должен был сдать каждый, кто решил посетить королеву. 

Анатолий Найман и Анна Ахматова. Комарово. 1965 год Фото: Wikimedia Commons

Найман уже совсем отчаялся, но в его стихах выскочила строчка: «Как черной рыбой пляшет мой ботинок». Тут вдруг Ахматова прервала свое царственное молчание и сказала: «Мы бы сказали "ботинка" — в именительном падеже женского рода». Через какое-то время он прочел стихи о Павловске, где было такое место: «И ходят листья колесом вокруг туфля». Ахматова медленно уронила: «Мы бы сказали — туфли». 

С этих «сапожных просчетов» и начался один из главных сюжетов в его судьбе. В какой-то момент он станет для АА самым близким человеком. Это был ее мужской тип. Красивый, большеглазый. Смоляные дуги бровей. В молодости Найман был похож на Моди, на Модильяни, ее легендарного любовника 1911 года. Сравните портреты — одно лицо. К тому же раньше других она распознала в нем аристократическую породу, что, разумеется, скрывалось его родителями. Ведь мама была из богатой рижской семьи. Училась во Франции, в Монпелье. 

С этого момента имя «Толя» будет мелькать в ахматовских записных книжках в такт ее мерцательной аритмии. Он переводит с ней стихи Леопарди, он занимается ее издательскими делами, она поручает ему щекотливое дело с переписыванием завещания в пользу сына. Он все время где-то поблизости, мгновенно материализуясь по первому ее зову или звонку. В классическом смысле Найман, конечно, не мог считаться литературным секретарем. Обычно его секретарская работа не занимала более пятнадцати минут в сутки: перепечатать новое стихотворение, ответить на письма читателей. А когда он предлагал Ахматовой что-то сделать еще, то, как правило, слышал в ответ сокрушенное: «Один день — одно дело». 

Этот завет он крепко усвоил на всю жизнь. Не представляю себе Наймана, бегущего или куда-то спешащего. Ни по делам, ни ради поддержания формы. Никогда не суетился, никогда не пытался уютно и выгодно «устроиться». Из главных волевых и знаковых поступков в его жизни: женитьба на Галине Наринской и переезд в Москву в начале 1970-х годов. 

При этом всегда помнил, откуда он родом. Подчеркнуто четкая, торжественная артикуляция и мерный, строгий ритм его стихов выдавали серьезную академическую выучку и ленинградское происхождение автора. В них никогда не было ничего антисоветского или тем более просоветского. И даже слово «Ленинград», столь презираемое в кругу, к которому принадлежал сам Найман, не вызывало в нем ни малейших ассоциаций с бронзовым вождем на фоне Финляндского вокзала. Всю жизнь он был убежден, что единственный вид свободы в России — это инвалидный ее вариант, «внутренняя эмиграция». Так не все ли равно, как называется та местность, которую он обозревает из своего окна каждый день. 

Разумеется, улица Марата, где он родился, была и красивее, и прямее, и больше ему шла, чем московские пейзажи, заставленные домами разной высоты и класса, как комиссионки его юности — разнокалиберной мебелью. Но с годами он привык и даже находил некое приятство в своем столичном писательском бытии и тех переменах, до которых повезло дожить. Теперь так просто было купить билет в Рим или поговорить по скайпу с другом Бобышевым, давно переселившимся в США.

Фото: Владимир Яроцкий

Так совпало, что свои главные книги Найман написал в Москве, но все они были в той или иной мере связаны с его ленинградским прошлым. Это «Рассказы об Анне Ахматовой», вышедшие в год ее столетнего юбилея и сразу ставшие едва ли не главным событием в череде юбилейных торжеств. 

Это роман-интервью «Сэр. Скрытый сюжет», посвященный выдающемуся философу и мыслителю Исайе Берлину, таинственному «гостю из будущего» в поздней ахматовской лирике, последнему русскому европейцу, у которого, кстати, тоже были, как и у Наймана, рижские корни. Это мемуарная книга-размышление «Славный конец бесславных поколений» (1997), где он после смерти Иосифа Бродского отважится подвести не слишком утешительные итоги и проследить судьбу «ахматовских сирот» — поэтов, приближенных и отмеченных ею в последние годы. 

Так или иначе, именно Анна Ахматова оказалась в самом центре той «звездной арматуры», которая скрепляла конструкцию всей жизни Анатолия Наймана, изрядно перегруженную выдающимися именами, разнообразными сюжетами, горькими и порой даже страшными переживаниями, включая потерю его единственного сына Михаила. 

И даже в том, что он, Анатолий Генрихович, умер в тот самый день, когда в Петербурге во дворе Фонтанного дома прощаются с Анной Генриховной Каминской, ахматовской названной внучкой, видится не просто совпадение, но некий мистический знак судьбы. Как и в совпадении их редких отчеств. Ни для кого не тайна, что эти двое откровенно не любили друг друга, враждовали. Дело дошло до суда, до обидных обвинений и публикаций. Не могли они поделить место рядом с ахматовским пьедесталом. 

Но все случилось, как предрек сам Анатолий Найман много лет назад в своем стихотворении, посвященном памяти Ахматовой. 

Я прощаюсь с этим временем навек

И на прежнее нисколько не похоже

Повторяется вдали одно и то же —

Белый снег вдали летает, белый снег.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх