На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

55 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vasiliy Belokurov
    Вот честно.....из всего фильма осталось целостное впечатление только от первых кадров расстрела машин везущих жителей...Алексей Герман-мл...
  • Иван Агеев
    Нашли "пример для подражания", блин! Даже и не пойму - то ли смеяться, то ли нет, потому что грех над убогими. Кто же...Авторы фильма о Р...
  • Владимир Моргунов
    Это сродни интервью собчачки с маньяками !!! Нафаршированный глянец на бабенку, сыгравшую не последнюю роль в развале...Авторы фильма о Р...

Награда или наказание? Размышления об идее воздаяния в Библии

«Наказание – это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову…

«Наказание – это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил» (о. Александр Мень).

"Не ропщите: все проходит, и ко счастью иногда неожиданно приводит нас суровая беда» (Е. Баратынский).

Фото: Уильям Блэйк, Страдания Иова.

Идея воздаяния – одно из наиболее ранних и устойчивых представлений, выработанных человечеством за тысячелетия своей истории. Оно владеет нашими умами и поныне; следы же его можно найти в самых древних цивилизациях;. Какую бы религию люди ни исповедывали, какой философии  ни придерживались, они всерьез относились к емкой и лаконичной народной мудрости: «Как аукнется, так и откликнется».

Наши далекие предки, жившие в Индии, Китае и Египте, определяли существо идеи воздаяния весьма сходным образом. В Риг-Веде, одной из священных книг Брахманизма, написание которой ученые относят к XV-XII векам до нашей эры, мы встречаем упоминание о «порядке вещей», космическом законе единства и справедливости, лежащем в основе существования Вселенной. Поддерживает данный порядок существо по имени Варуна, который, согласно Риг-Веде, является также и гарантом человеческой морали.

Впоследствие это представление о моральном законе послужило источником двух основополагающих концепций индийской мысли – дхармы и кармы. Понятие дхармы включало в себя религиозные правила и моральные установления, определяющие жизнь индивидуума и человеческого сообщества. Идея кармы (дословно «деяния»), сформулированная в более поздних по сравнению с Ведами Упанишадах, тоже связана с моралью и этикой. Так, в одном из этих священных писаний мы читаем, что человек «становится добрым от доброго деяния, дурным – от дурного».

А вот - параллельный пример из истории китайской культуры. В древнем Китае во время правления династии Чжоу (примерно с 1122 по 771 год до нашей эры) существовал культ божества Тьен, имя которого означает «Небо». Тьен почитали верховным божеством династии, во власти которого находится моральный закон. Считалось, что император правит своими подданными в соответствие с «волей небес».

Впоследствие верование это нашло выражение в политической доктине конфуцианства. Согласно взглядам Конфуция, жившего в VI-V веках до н. э., крепость государства состоит не столько в его законах, сколько в моральных устоях его главы. Когда властитель теряет благоволение небес, он лишается доверия своих подданных и рискует стать жертвой народного бунта или дворцового переворота.

В древнем Египте мудрецы также учили о вечном космическом порядке, установленном верховным Богом-творцом в интересах истины и справедливости.

В библейской традиции, вышедшей из недр древнеегипетской культуры, идея морального воздаяния становится основополагающей. Она проходит красной нитью через все книги Библии и скрепляет собой Ветхий и Новый заветы. Причем, как и в Индии, Китае и Египте, древнееврейские мудрецы тоже связывают воздаяние прежде всего с поведением людей, с тем, придерживаются ли они или отступают от религиозно-моральных заповедей. Источником этих заповедей в Библии является сам Господь Бог – эталон любви, морали и справедливости, защитник бедных и угнетенных, помощник бесправных и нуждающихся. Поэтому и единобожие, провозглашенное в Библии и исторически развившееся в иудейской, христианской и мусульманской религиях, непременно сопряжено с этикой. Сама же вера в верховное божество, - египетского Амон-Ра, греческого Зевса или римского Юпитера, - вовсе еще не указывает на подлинно монотеистическую традицию.

Библейский Бог несет людям добро, а, значит, заслуженное ими воздаяние зависит от того, насколько послушны они Божественным наставлениям. Неправедность и заблуждение неминуемо приводят к наказанию - всевозможным бедам, распространению греховности и в конце концов - к аду. Вера и смирение, напротив, вознаграждаются благословением, спасением и раем. Два эти полюса - мучения и блаженство - заявлены уже в одной из начальных сцен библейской драмы - истории грехопадения Адама и Евы и изгнания их из райских кущ. Книга Бытия описывает несчастья, постигшие первую пару, а также стремительное, подобное снежному кому, разрастание нечестия на земле. Священный летописец повествует о братоубийстве Каина, разврате Содома и Гоморры, богоборческом строительстве Вавилонской башни и, наконец, всемирном потопе, в разливе которого удается выжить лишь праведнику Ною и его семье.

Тема спасения вновь возникает на страницах Библии в сказаниях о древнееврейских патриархах Аврааме, Исааке и Иакове, а также в связи с провозглашением ряда заветов или договоров между Богом и людьми. Откровение, полученное Моисеем на горе Синай и включающее, наряду с многочисленными религиозно-моральными узаконениями, знаменитые десять заповедей, знаменует собой начало Завета, данного Богом иудеям. Условия его соблюдения, указанные Моисеем во Второзаконии, вновь отсылают нас к идее воздаяния. Вот что возвещает древнееврейский пророк, предостерегая Израиль:

"Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. (Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,) которые заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходить по (всем) путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его, и законы Его: то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, (которую Господь Бог дает тебе,) для овладения которою ты переходишь Иордан.

Последующая история иудеев, - начиная от завоевания ими Ханаана под предводительством Иисуса Навина и вплоть до изгнания и возвращения в землю обетованную, - проходит под знаком этих пророческих предупреждений. Племенная вражда в эпоху Судей, создание, расцвет и гибель израильского Царства, захват вавилонянами столицы Иудеи, Иерусалима - все эти и многие другие ключевые события библейской истории истолкованы авторами ветхозаветных хроник как плоды Божьего гнева и наказания за неверие и богоотступничество еврейского народа.

Интересно различие между иудейским пониманием воздаяния и концепцией кармы в Индуизме. Еврейская культура развивалась вовне, индийская - скорее вовнутрь. Евреи - народ экстравертный, индусы – интраверты. Идея кармы в индийской мысли, соответственно, подразумевает внутреннее преображение и распространяется как на нынешнюю, так и на последующие инкарнации индивидуума. Предпринимаемые им усилия ведут к медленному изменению кармической структуры и духовному росту, проявляющемуся в будущих рождениях.

В противовес этим взглядам ветхозаветные мыслители настаивают на более скором воплощении духовных идеалов - не в грядущей, а уже в нынешней жизни. Награда за следование Божьим заповедям или наказание за пренебрежение ими настигает людей «здесь и теперь». И плодами их трудов становятся не утонченные медитативные практики, а случающиеся в исторической и повседневной жизни события - завоевание земли, создание государства, рождение потомства, и т. д.

Важные различия можно обнаружить и сравнивая философию Ветхого Завета с новозаветным подходом к теме воздаяния. Согласно древнееврейским воззрениям, наказание невозможно без преступления. Страдание настигает человека как расплата за совершенные в прошлом грехи. Словосочетание же «праведный страдалец» - лишено смысла, поскольку оно подвергает сомнению моральный закон, на котором держится Вселенная.

Одно из немногих исключений из этого библейского правила содержится в Книге Иова.

В новозаветном Христианстве такое понимание страдания становится основополагающим. Характерно, что уже сам основатель христианской религии, Иисус Христос являл собой пример праведного страдальца, приносимого в жертву ради спасения и возрождения всего человечества. Более детальный анализ вскрывает и другие немаловажные различия в том, как понимали награду и наказание в этих двух религиозных традициях, - отцовской и сыновней.

Одна из важнейших библейских заповедей, к примеру, призывает людей  «плодиться и размножаться». Непременным условием супружеского счастья и знаком Божьего благоволения у иудеев со времен Авраама считалось обильное потомство, обеспечивающее продолжение рода. В Христианстве же, сформировавшем институт монашества, идеальным признавался чисто духовный, платонический союз не осквернивших себя плотской близостью душ, родственных лишь во взаимном устремлении к Богу. Тенденция к противопоставлению брака и духовного служения проявилась и в традиции христианского священства. Христианин-католик, готовящийся к посвящению в сан, и сегодня обязан дать обет безбрачия и пожертвовать семейной жизнью ради соблюдения законов своей религии.

Далее, еврейская религия, как уже было отмечено, не придавала большого значения потустороннему миру, посмертным мукам или райскому блаженству. Еврейское вероучение сосредоточивалось на земной жизни и склонно было видеть в земной судьбе народов и отдельных личностей переменчивое влияние Божьего промысла, сурово карающего грешников за проступки и воздающего праведникам по мере их благодеяний.

В христианской религии, напротив, земные испытания, - будь то поражения или победы, - не считались конечным мерилом успеха. Земная юдоль была для христианина неким промежуточным, а потому и относительным поприщем, прелюдией к подлинной жизни за гробом, в которой людей ждет не подлежащий обжалованию Божий суд. Причем, в отличие от индусов, христиане не верили в карму, т. е. возможность исправить свои ошибки в грядущих воплощениях. Они считали данную человеку жизнь первой и единственной, после которой его ждет неминуемая расплата за то, что он в ней натворил.

Несмотря на существенные различия, можно найти и немало общего в том, как еврейская и христианская религии подходили к проблеме воздаяния. И ветхозаветные и новозаветные тексты свидетельствуют, к примеру, что Божьи награда и наказание – понятия относительные, подчас взаимозаменяемые, и что их оценка зависит от конкретной исторической ситуации или культурного контекста, на фоне которого происходят события.

Возьмем начало Ветхого Завета. Из первых его глав мы узнаем, что многочисленное потомство – знак Божьего благоволения. Одна из древнейших заповедей, данных человеку Богом, буквально гласит: "И благословил [людей] Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте... над всяким животным, пресмыкающимся по земле".

Вспомним, как сильно переживал легендарный «пионер монотеизма», библейский патриарх Авраам оттого, что у него нет детей. И как Бог, проявляя свое благоволение, сказал ему: «...посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. [С]только будет у тебя потомков». одним из которых был народ еврейский, ведущий свое происхождение от Исаака, сына Авраама и Сарры.

Еврейский народ тоже был обилен потомством. Однако, благословение  обернулось бедой для евреев в те времена, когда они жили в Египте. Из Книги Исхода мы знаем, что многочисленность евреев стала представлять угрозу для египтян, боявшихся военных союзов с неприятелем. Поэтому египтяне стали "изнурять [народ Израилев] тяжкими работами... Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [в конце концов фараон] повелел, говоря: всякого новорожденного (у Евреев) сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых".

Известная история эта, предваряющая рассказ о жизни и свершениях Моисея, вызволившего иудеев из египетского рабства, показывает, как при определенных обстоятельствах благословение свыше может обернуться несчастьями и невзгодами. Изобилуют Писания и противоположными примерами, когда посылаемое человеку наказание сулит ему последующую награду. Одним из ярких подтверждений тому - все та же притча о страдальце Иове. Как мы помним, невзгоды Иова стали залогом его будущих радостей, а страдания – началом вознаграждения.

Надо сказать, что драма Иова в известной мере олицетворяет судьбу самого еврейского народа. На протяжении тысячелетий евреи подвергались многочисленным тяготам и лишениям, подолгу жили в изгнании и не раз оказывались на грани полного уничтожения. Однако, в отличие от вавилонян, ассирийцев и многих других народов древности, они выжили и не «преткнулись, чтобы совсем пасть». Как отмечал ап. Павел на заре христианства, - «от их падения спасение язычникам... Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их».

Эта парадоксальная диалектика воздаяния в Библии, взаимосоотнесенность и взаимозаменяемость различных ее уровней наводит на мысль о воспитательной функции наказания. Смысл воздаяния не в том, чтобы поразить грешника несчастьями, адекватными его проступкам, а в том, чтобы предоставить ему шанс исправится. Соответственно, и мера наказания определяется не по принципу «око за око», а с учетом возможностей провинившегося, о которых он может подчас и сам не подозревать.

Тут мы подходим, пожалуй, к наиболее глубокому пласту идеи воздаяния, раскрытой в библейских книгах. Поскольку Бог всемогущ и всеблаг, то и воздаяние в любой его форме, даже в виде сурового наказания, является вовсе не карой, а благословением и выражением Божьей милости. Любое возмездие есть на самом деле знак Божьего благоволения.

Уже в ветхозаветных текстах, несмотря на их нередкую жесткость, доходящую подчас до жестокости, можно встретить мысли о приоритете награды над наказанием, благословения над проклятием. Вот, например, что говорит сам Бог, даруя десять заповедей Моисею: "Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".

В собранных в Новом Завете апостольких посланиях этот подход получает дальнейшее развитие. Ап. Павел, к примеру, пишет о воспитательной роли наказания, которое человек должен воспринимать как проявление к нему Божьей любви. В Послании к Евреям он увещевает свою паству: "Если Вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности".

В Послании же к Римлянам, размышляя о переплетении судеб еврейского народа и язычников, он формулирует свою позицию в окончательном виде. Обращаясь к своим единоверцам, перешедшим в Христианство из язычества, он пишет: "Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать".

Иными словами, в масштабе всего человечества наказания Божьи – относительны, зато награда – абсолютна. Эта идея «тотального благословения» и завершает наше рассмотрение концепции воздаяния в Библии, поскольку является ее кульминацией и благородным идеалом, позволяющим возвыситься над страданиями, отрешиться от земных несовершенств и всеми силами души устремиться к небу.

______________________________________________

Английский вариант: “What goes around, comes around.”

См.: Sources of Indian Tradition, в двух томах, под ред. Ainslie T. Embree, New York: Columbia University Press, 1988, том I.

Упанишады, в 3-х томах, перевод, предисловие и комментарии А. Я. Сыркина, М.: «Наука», 1992, т. 1, Брихадараньяка Упанишада, с. 100.

Речь идет о концепции маат (ma’at), что в переводе означает «истина» или «справедливость».

Leo G. Perdue, Wisdom and Cult: A Critical Analysis of the Views of Cult in the Wisdom Literatures of Israel and the Ancient Near East, Missoula, Montata: Scholars Press, 1977, с. 21.

Библия, Брюссель: изд-во «Жизнь с Богом», 1973, Второзаконие 30: 15-18.

Еврейская традиция приписывает авторство Книги Иова Моисею. Среди библеистов нет единого мнения относительно ее автора и времени написания. Некоторые ученые полагают, что книга эта была написана значительно позже, примерно в пятом веке до н. э. См.: Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 4th ed., Mountain View, CA: Mayfield Publishing Company, 1997, c. 202.

Книга Иова, 42:10.

Бытие, 1:27-28.

Бытие, 15:5.

Бытие, 17:4.

Исход, 1:11-12, 22.

Послание к Римлянам, 11:11-12.

Там же, 11:25-26.

Исход, 20:5-6.

Послание к Евреям, 12:7, 11.

Послание к Римлянам, 11:30-32.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх