Шестая Уральская биеннале еще не началась, но уже обросла скандалами. Современная художница Алиса Горшенина отказалась участвовать в арт-мероприятии, назвав решение провести его в Екатеринбургском цирке «поддержкой варварской индустрии». Впрочем, поддержали Горшенину далеко не все. В этике и эстетике цирка вместе с художниками разбирался Дмитрий Толстошеев
В Екатеринбурге 2 октября Уральскую биеннале.
Главным критиком концепции выставки стала нижнетагильская художница Алиса Горшенина, в Instagram она пишет о том, что «цирк — не место, где художники должны искать “нужное напряжение”». Ее коллега, независимый куратор, художественный критик и продюсер Ксения Пешехонова считает, что открытие биеннале в помещении цирка — «фактически позитивное подкрепление эксплуатации животных» и что хотя Пиричи говорит о критическом переосмыслении пространства, даже качественное концептуальное высказывание «ничего не изменит в умах людей». «Не хотелось быть частью этого и поддерживать происходящее», — добавляет Горшенина.
В России, как и в других странах мира, не первый год , животных никто не мучает: «законы дрессуры — это законы воспитания. Ребенка, а мы с вами когда-то были детьми, тоже воспитывали».
По словам Алисы Горшениной, несмотря на то что многие друзья и коллеги ее поддержали, желаемой дискуссии об этичности выбора места так и не случилось. Более того, многие медиа . Зато художницу поддержали зоозащитники. «Всю жизнь животные вынуждены проводить в застенках цирка, в полуподвальных сырых помещениях в маленьких клетках. К тому же они подвергаются жестоким пыткам, которые в цирковом мире называются дрессурой, — сказал «Снобу» председатель правления “Альянса защитников животных” Юрий Корецких. — Я рад происходящему. Это подтверждает сформировавшуюся в обществе тенденцию на гуманизацию отношения к животным».
Спустя пару дней после поста Алисы Горшениной руководство биеннале , что «цирк невозможно изъять из биеннале» и «искусству везде должно быть место». «Они говорят, что расположены к диалогу и планируют дискутировать во время работы основного проекта. Но какой в этом смысл?» — говорит Горшенина. По ее мнению, в стенах цирка невозможно говорить об этичности эксплуатации животных на цирковой арене: «Ощущение, что они игнорируют проблему цирков с животными и пытаются прикрыть все художественным переосмыслением».
Уральская биеннале проходит в нескольких городах, и цирк — не единственная площадка, которую критиковала Алиса Горшенина. Свой выбора здания бывшего училища «Самородок» в центре Нижнего Тагила в качестве площадки для представления произведений искусства. Главный спонсор училища — предприятие «ЕВРАЗ», которое, как пишет художница, «на протяжении долгих лет уничтожает экологию Нижнего Тагила и всех людей, что здесь живут».
Тем временем, художники продолжают настаивать на исключении цирка из списка площадок Уральской биеннале. «Сейчас мы готовим письмо от деятелей культуры в сотрудничестве с художницей, экофемактивисткой Лелей Нордик и кураторкой Наталией Тихоновой», — рассказывают собеседницы «Сноба», Ксения Пешехонова и Алиса Горшенина.
Алиса Горшенина (Alice Hualice) — сегодня одна из на Триеннале современного искусства в музее «Гараж» в Москве, на третьей и четвертой индустриальной биеннале в Екатеринбурге и на персональной выставке «Уральская шкура» на ВДНХ в рамках проекта «Взлет».
Подготовил Дмитрий Толстошеев
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь
Свежие комментарии