На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

• Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Восхождение на Эльбрус. Как готовиться и чего ждать от самой высокой горы Европы

Давно мечтаете подняться на Эльбрус, но останавливают толпы туристов, которые оккупировали его с юга? Блогер и копирайтер Яна Сергиенкова отправилась на более дикий, северный склон горы, чтобы совершить классическое восхождение — без ратраков и канатки. О том, как это было, — в материале «Сноба»

Фото: предоставлено автором

Я давно интересуюсь альпинизмом. В студенчестве зачитывалась книжками про восхождения, пробовала себя в скалолазании и ледолазании. Ходила в походы на Алтае, но выше отметки в 3500 метров не была. Со временем поняла, что одних горных лугов мне мало, и снежные вершины манят все сильнее. Тогда я решила, что пора отправиться на Эльбрус, чтобы наконец-то узнать, что такое высота. Я нашла двух знакомых альпинистов, с которыми мы договорились совершить восхождение, и начала готовиться.

Подготовка к восхождению

На Эльбрус можно отправиться в составе коммерческой группы с опытными гидами (в интернете есть много компаний, которые организуют очень душевные туры) или самостоятельно, если в команде есть альпинисты. Я выбрала второй вариант.

Самый популярный маршрут пролегает с юга — дистанция отличается пологостью подъема, поэтому там очень много людей, которые оказались в горах впервые. Мы же выбрали северное направление, главная сложность которого — участок маршрута с вертикальным подъемом около двух километров длиной. Здесь желающих подняться на Эльбрус уже не так много, как на юге. К тому же нет ратраков, канатки, многочисленных кафе — только тишина и пики гор вокруг.

Многие едут на Эльбрус без должной физической подготовки, а после сильно разочаровываются и больше никогда не возвращаются в горы. Чтобы этого избежать, рекомендую тренироваться заранее. Хорошая проверка готовности: вы свободно можете пробежать 10 километров за один час, без одышки, на спокойном пульсе. Конечно, это не гарантирует успеха восхождения, но тренирует выносливость и силу воли, которые могут стать решающими факторами на горе.

Важный пункт подготовки к восхождению — сбор экипировки и снаряжения. Вам понадобятся трекинговые и высокогорные ботинки, теплое термобелье, пуховая куртка, спальник, кошки, ледоруб и . Качественные снаряжение и экипировка стоят довольно дорого, поэтому покупать их имеет смысл, когда у вас уже есть опыт и вы уверены, что еще не раз вернетесь в горы. Для дебюта проще взять все необходимое в аренду. Это можно сделать еще в городе: обратиться в турклуб или спросить у знакомых. Также все необходимое можно арендовать в альплагере. С северной стороны лишь один пункт проката, поэтому, чтобы перестраховаться, стоит написать им про размеры и наличие экипировки заранее.

«Лакколит» — это базовый альплагерь для туристов и альпинистов на высоте 2450 метров. Оттуда начинается восхождение на Эльбрус с северной стороны горы. Следующий лагерь — штурмовой — расположен на высоте 3800 метров, оттуда альпинисты обычно выходят уже на вершину. В базовом лагере за отдельную плату вы сможете разместиться в теплом домике, заказать баню и даже индивидуальное восхождение с гидом. Заплатить придется за установку палатки и нахождение в самом нацпарке «Приэльбрусье». На территории есть платный горячий душ, туалеты, походная кухня, кафе и вайфай. Газ, горелки, посуду нужно иметь в числе личного снаряжения.

Начало пути

Фото: предоставлено автором

Мы с моей командой договорились встретиться и закупить еду в Минеральных Водах (здесь находится ближайший к Эльбрусу аэропорт). Поэтому единственное, что я взяла из провизии — несколько расфасованных по мешочкам орехов и сухофруктов. Такие комплекты «энергетиков» здорово выручают в горах: зарядившись углеводами и полезными жирами, можно с новыми силами двигаться вперед.

Из Минеральных Вод мы на машине отправились на поляну Эммануэля, где находится альплагерь «Лакколит». Частники постоянно возят группы, поэтому объяснять им дорогу не приходится. Путь к лагерю — это живописнейший серпантин с видами на зеленые холмы, коров, дремлющих у обочины, и на гигантские ущелья, в которых «варятся» облака. Как поэтично назвал это явление наш водитель Андрей — это «кухня погоды». По пути мы сделали остановку в местечке «Вдали от жен». Там готовят вкуснейшие хычины — блинчики с тестом из картофеля и сыра, которые непременно стоит попробовать.

Мы приехали в «Лакколит» поздно вечером. Лагерь опоясывает небольшая река Кызылкол, и ближе к ночи она становится критично полноводной. Так что первым аттракционом на Эльбрусе стал бесстрашный проезд нашего водителя по течению бурных вод. Благо все обошлось. Водитель высадил нас у лагеря и отправился пытать удачу вновь. Установив палатки и поужинав, мы поспешили забраться в спальники — впереди нас ждал сложный день заброски еды и снаряжения на высоту 3800 метров, в штурмовой лагерь.

Встреча с сусликами и первая акклиматизация

Фото: предоставлено автором

Мы вышли в путь в девять утра. Дорога к штурмовому лагерю пролегает через луга, усеянные разнотравьем и яркими фонариками цветов с душистым медовым ароматом. По пути, на Марсовом поле, есть родник, возле него особенно приятно остановиться, чтобы вдоволь напиться холодной воды, умыться, скинуть ботинки и поваляться в траве.

Стоит достать вкусняшки, как тут же из травы появятся гости — местные суслики, которые рады получить угощения. Наши не отказались от печенья, орешков и даже халвы. Тут главное — не увлечься, чтобы не скормить грызунам свои запасы.

Около трех часов дня мы были на месте. Эльбрус раскинулся прямо перед нами. Величественный, белоснежный, холодный. В лагере посреди укреплений из груд камней ютились палатки и вагончики. Мы оставили рюкзаки в одном из них, провели какое-то время на месте, чтобы привыкнуть к высоте и акклиматизироваться: ребята побежали с канистрами к проталине за водой, я выполнила несколько физических упражнений. После этого мы налегке отправились обратно вниз. Это необходимый этап акклиматизации: чтобы организм привык к высоте, нужно соблюдать правила постепенного набора и сброса высоты. Поэтому альпинисты и ходят от базового лагеря к штурмовому и обратно.

Спускаться всегда очень приятно. Мы шли бодро, поэтому решили заглянуть на Каменные грибы — природную достопримечательность, расположенную неподалеку. Огромные каменные глыбы на ножках со шляпками напомнили мне о том, как много подобных локаций есть в России. Я люблю похожее место в Горном Алтае, в долине реки Чулышман, а еще нельзя не вспомнить Красноярские столбы в Саянах. Но при этом в каждой локации «грибы» уникальны — разных форм и размеров.

В «Лакколит» мы спустились под вечер, поужинали горячим супом и салатом из свежих овощей. Когда стемнело, на небе ярким пятном сияла круглая луна, которая залила своим серебряным светом спящие верхушки Эльбруса. Совершенно не верилось, что уже завтра мы вновь отправимся обратно наверх.

Выход на скалы Ленца

Фото: предоставлено автором

Утром мы выдвинулись по привычному маршруту. Каждый шел в своем темпе. На 3800 метрах мы чувствовали себя отлично — признак хорошей акклиматизации. Установили палатки, приготовили ужин и отправились с пачкой пряников «в гости» делиться впечатлениями: по соседству находился гид и альпинист со своей группой. В этот день ребята вернулись с очередного акклиматизационного выхода — подъема до скал Ленца (4800 метров), который нам предстояло совершить наутро.

Мы стартовали в семь утра. Договорились, что каждый из нашей маленькой группы дойдет до своей собственной отметки. В начале подъема — до полки (так альпинисты называют пологий участок пути) на высоте 4400 метров нужно было идти в связке: по пути часто встречались трещины. Парное восхождение мне давалось трудно. Предводитель нашей группы — быстрый альпинист, который приехал на Эльбрус, чтобы подготовиться к восхождению на пик Ленина. Приходилось соответствовать. Не всегда получалось, но я старалась идти бодро. На полке мы сделали остановку и попили чай. После решили расцепиться, чтобы каждый испытал себя сам — удастся ли ему подняться до нижних или средних скал Ленца (4500 и 4800 метров) или выше.

Я шла в своем темпе, смотрела на вертикальный склон Эльбруса, на пики гор, простирающиеся на горизонте, и не верила, что вижу все это вживую. Идти было приятно и спокойно. В полдень я уже ела курагу на средних скалах Ленца (4800 метров) и ждала ребят, которые решили подняться до отметки 5000 метров. Где-то далеко внизу плавали облака.

В лагерь мы спустились быстро и остаток дня провели там, отдыхая и набираясь сил. Ребята приготовили невероятный булгур с коктейлем из морепродуктов и вялеными томатами. Мне очень нравится, что в горах я все чаще встречаю людей, которые развенчивают миф о том, что походная еда — это гречка с тушенкой.

Уже завтра мы должны были разбить новый лагерь на отметке 4500 метров и переночевать там перед восхождением. Наверх мы решили идти с группой Сергея. Мне было трудно представить, что я справлюсь: чувствовала себя довольно уставшей после акклиматизационного выхода, но все же решила попробовать.

Ночевка на высоте

Фото: предоставлено автором

Подъем на 4500 метров показал, что с каждым шагом вверх рюкзак может становиться все тяжелее. С собой я взяла гигантский спальник, термос, продукты и личные теплые вещи. Поднимались мы медленно — шаг-вдох-шаг. На этот раз я попросила ребят делать остановки, чтобы не спотыкаться о кошки. По старому сценарию мы разошлись на полке (4400 метров), и я спокойно доковыляла до места нашей стоянки.

Там нас ждали небольшие площадки под палатки, оттаявшая лужа среди камней и самый шикарный вид на планете. Мы соорудили из булыжников стену от ветра, закрепили оттяжки. Выдержит ли наша потрепанная палатка эту ночь? Загадка. На ужин — фунчоза с соевым мясом, еще одно кулинарное открытие этого похода.

Передвигаться по лагерю было трудно — сказывалась недостаточная акклиматизация. Моя голова раскалывалась, а каждое препятствие в виде камня требовало неимоверных усилий для преодоления. Зато остаток дня стояла чудесная погода, и мы загадали, чтобы так было и на восхождении.

Спать отправились засветло. Чтобы взойти на вершину Эльбруса, нужно попасть «в окно подходящей погоды», поэтому восхождение начинают ночью. С наступлением темноты поднялся ветер. Нашу палатку гнуло и ломало во все стороны, и мы, укутавшись в спальники с головой, пытались урвать положенные часы сна. Это была самая беспокойная ночь в моей жизни: с коротенькими провалами в сон, головной болью, хлопками тента над ухом. Осознание, что скоро придется вставать и выходить в ревущий, свистящий, темный и холодный мир, никак не укладывалось в моей воспаленной голове. Но в два часа ночи прозвенел будильник и мы отправились готовить завтрак посреди беснующейся стихии.

Путь к вершине

Фото: предоставлено автором

Я вцепилась кошками в снег, все еще не веря, что мне удалось выбраться из спальника. Мы мало переговаривались с ребятами из моей команды, а когда ступили на тропку вдоль вешек (это разметка в виде флажков) и двинулись вверх сквозь невероятный ветер, любые разговоры стали и вовсе невозможны. Меня поразила сила, которая сметала острые снежинки с вершин и вонзала их острыми иглами во все неприкрытые участки моего лица. Я любовалась лучами рыжего солнца, которые перекрасили холодно-голубую вершину в рассветные акварельные цвета. Наблюдала, как черное небо отступало, уступая место новому дню. Это было чертовски красиво! Однако голова с каждым шагом становилась все тяжелее, и идти было все сложнее — мои ребята сначала казались маленькими точками, а потом и вовсе скрылись за поворотом.

Тогда мне пришлось принять важное решение. Поблизости была команда Сергея, и я сообщила им, что разворачиваюсь назад в лагерь, пока в силах сделать это самостоятельно. Было ли сложно на это решиться? Всего несколько секунд. Когда слова были сказаны, я поняла, что по-другому быть не может, и сейчас это единственно верный для меня вариант. Отправляясь на Эльбрус, я больше всего боялась, что не пойму, как себя вести в нужный момент. Когда я сквозь ветер потихонечку одна спускалась в лагерь, поняла, что опасность миновала. Я все сделала правильно.

Моим ребятам не удалось подняться до вершины буквально 75 метров из-за сильного ветра. Они тоже решили не рисковать и спустились обратно.

Мы встретились на высоте 4500 метров, собрали палатки и начали спуск. С каждым шагом становилось все легче и радостнее. Лагерь на 3800 метрах показался настоящим санаторием! Не верилось, что всего несколько дней назад мы пришли сюда для акклиматизации. Теперь здесь дышалось легко, каждый камень был родным, а солнце — необычайно теплым. Мы приготовили обед, немного отдохнули и продолжили спуск: нас ждала уютная поляна Эммануэля, горячий душ, привычная одежда, и мы не могли больше ждать.

Уже в Кисловодске, в грузинском ресторане «Хинкальная» на Седлогорской улице, мы, чистые и радостные, наслаждались вкусной едой и говорили о том, как же сильно мы любим горы. И что обязательно вернемся вновь. Уж я-то точно — ведь Эльбрус не оставил мне шанса. В этом путешествии я осознала, что горы со мной навсегда.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь