На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Аудит собственного бизнеса. Для чего он нужен и как его проводить

Рано или поздно перед учредителем компании, особенно представителем среднего и крупного бизнеса, встаёт вопрос проверки и контроля собственного предприятия. Речь идёт не только о внешней среде - конкурентах, клиентах или партнёрах, но и о внутренней структуре компании.

Предприниматель может столкнуться с ситуацией, когда прибыль успешного, казалось бы, предприятия начала снижаться и даже показывать убыток, хотя спрос на производимую продукцию или услуги всё так же велик, а сам товар выпускается в должном объёме. А значит, причина кроется в мошенничестве и коррупции внутри самой компании. Именно в такие моменты и стоит проводить аудит.

Что такое служебная проверка

Служебная проверка, она же аудит или служебное расследование – комплекс мероприятий, направленный на выявление устранение дисциплинарного проступка сотрудников. В неё входит корпоративная разведка, проверка связанных с компанией физических и юридических лиц, выявление факта аффилированности между ними, расследование фактов мошенничества и коррупции внутри бизнеса.

Чем компания масштабнее, чем шире кадровый состав и партнёрская сеть, чем больше офисов открыто, тем больше вероятность возникновения подобных проблем и сложнее осуществление контроля. Тем не менее, от обмана и продвижения своих собственных интересов со стороны работников не застрахованы даже самые маленькие компании.

Наиболее «популярными» статьями у сотрудников являются:

·         «Коммерческий подкуп» ст. 204 УК РФ – за «откат» можно получить наказание от штрафа в размере 700 тысяч рублей до 12 лет лишения свободы.

·         «Мошенничество» ст. 159 УК РФ, причём именно часть 3, уточняющая, что правонарушение совершено лицом с использованием своего служебного положения. Наказание – от штрафа в размере от 100 тысяч рублей до шестилетнего тюремного срока.

·         «Кража» ст. 158 УК РФ – штраф от 80 тыс. рублей, уголовный срок до 10 лет

·         «Присвоение или растрата» ст. 160 УК РФ – штраф от 100 тысяч рублей, уголовный срок до 10 лет.

Мошенничество может возникнуть на любом этапе, это и сбыт продукции/услуг, производство, закупка сырья. Например, когда сырьё закупается по завышенной цене, взамен ответственный за закупки получает откат от поставщика или же на этапе производства много деталей списывается как бракованные, а по факту же просто продаются «налево». Это самые банальные и распространённые схемы, на практике встречаются и более хитрые случаи.

Руководителя могут обворовывать и при махинациях с кадрами. Например, на работу принимается сотрудник, который официально оформлен, но по факту не работает и даже не появляется в офисе или на производстве. Зато заработную плату получает в полной мере, большую часть которой возвращает нанимателю, а меньшую оставляет себе в качестве награды. Схема безумно простая и встречается постоянно - когда в компании работает штат в тысячу человек, одного-двух лишних курьеров никто не заметит, да и по бухгалтерской отчётности всё чисто. Только вот один из руководителей отдела будет получать ежемесячную премию в размере нескольких десятков тысяч рублей, а учредитель будет за эти мёртвые души платить.

Порядок проведения аудита

Наиболее эффективным вариантом будет привлечение сторонних организаций, которые специализируются на проверках бизнеса. Стоит отметить, что это и самый затратный вариант для собственника компании, но всё же суммы проходящие «мимо кассы» в карман недобросовестных сотрудников зачастую приводят к ещё большим финансовым потерям.

Аудиторы, среди которых должны быть юристы, специалисты по экономической безопасности, по информационно-аналитическому сопровождению, а также специалисты по IT, проводят тщательные проверки и анализ всего бизнеса или конкретной области, изучают бухгалтерскую и налоговую отчётность, проводят беседы с сотрудниками, анализируют контрагентов.

Ещё один плюс этого способа – разработанная схема защиты от подобных действий и механизм их выявления. Зачастую привлечённые специалисты не только фиксируют факты коррупции и мошенничества, устраняют причину и выделяют виновных, но и составляют индивидуальный план по борьбе с рецидивами, указывают на бреши, позволившие организовать преступные схемы, и предлагают пути их закрытия.

Возможен вариант проведения аудита собственными силами. Как правило для этого привлекаются сотрудники СБ и главный бухгалтер. Такой подход менее эффективен, во-первых из-за недостатка ресурсов, во-вторых, не исключён вариант, что виновный – один из сотрудников, ответственных за проведение проверки, а значит, он будет всячески саботировать её ход. Но всё же такие мероприятия эффективны для небольших компаний, а для крупных полезны как профилактическая мера.

Как понять, что пришло время для проверки

Желание провести аудит у руководителя никогда не возникает на пустом месте, но падение прибыли это не далеко не первый звоночек, есть ряд индикаторов, по которым заметить обман можно на много раньше, а значит и быстрее решить проблему. Как говорилось ранее, это может быть большой объём списанной продукции, резкое увеличение стоимости сырья, увеличение объёма сырья, а количество продукции остаётся прежним, снижение качества продукции. Стоит также обращать внимание и на сотрудников, если вдруг один из них внезапно стал жить «лучше» коллег – купил новый автомобиль, дорогие часы или как-то ещё обозначил несоответствие уровня жизни своим доходам – это тоже повод задуматься.

Любые подобные вещи не должны оставаться безнаказанными, можно быть лояльным и понимающим руководителем, но закрывать глаза на мошенничество своих же сотрудников, нельзя ни в коем случае. Даже если объёмы их деятельности не столь высоки и болезненны для предприятия, они должны быть пресечены. Иначе масштабы воровства будут только расти, а компания будет терять всё больше денег, что просто приведёт её к банкротству. И это уже не говоря о репутации компании на рынке и её учредителя среди других предпринимателей.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх