На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Праздник оперы Каспийских стран

Анна Самуил, Сергей Лейферкус, Элизабет Видаль — оперные звезды мировой величины вышли на сцену в Астрахани, где прошел первый Каспийский фестиваль классической музыки OperaFirst. Astrakhan 2021. Рассказываем, как это было

Кантата «Александр Невский» под открытым небом Фото: Пресс-служба Минкультыры Астранаской обрасти

С 9 по 11 сентября Астрахань пробовала себя в роли оперной столицы. OperaFirst. Astrakhan 2021 собрал на одной площадке около 200 музыкантов и вокалистов из пяти прикаспийских стран (России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана) и топовых мировых вокалистов, объединив классику прошлого и современность, различные жанры и исполнительские школы.

Приехавшие на фестиваль оперные звезды первой величины — Элизабет Видаль (Франция), Анна Самуил (Германия) и Сергей Лейферкус (Россия — Португалия) — не только выступили перед публикой, но также дали мастер-классы для начинающих исполнителей и студентов творческих вузов.

Камерный концерт — игра на контрастах

В программе концерта «Каспий — Европа VIS-À-VIS», который прошел в первый вечер фестиваля в Астраханской филармонии, нашлось место и для современной восточной классики, и для вокальных произведений эпохи европейского барокко в сопровождении камерного филармонического оркестра. «Если поставить музыку европейского композитора рядом с произведениями, имеющими шарм Ближнего Востока, то мы четче показываем краски, различия или даже их сходства, — пояснил идею программы президент OperaFirst Федор Елесин. — Работа на контрасте всегда “включает” зрителя».

Первый день фестиваля заявил о себе двумя премьерами. Знаменитое произведение «К Алине» эстонского композитора Арво Пярта впервые прозвучало в аранжировке для голоса и камерного оркестра. Вокальную партию исполнила Элизабет Видаль, обладательница одного из самых высоких голосов в мире. «Я не часто исполняю произведения современного репертуара, — рассказала она, — но недавно познакомилась с творчеством Арво Пярта, который сейчас очень популярен в Европе. Многие его произведения написаны в особой медитативной манере. Для фестиваля я выбрала его пьесу “К Алине”. В оригинале она написана для фортепиано, но я сделала обработку произведения для голоса с фортепиано в сопровождении оркестра».

Второй премьерой стало сочинение «Метаморфозы» азербайджанского композитора Франгиз Ализаде в новой оркестровке, которую она написала специально для фестиваля.

Кантата «Александр Невский» под открытым небом Фото: Пресс-служба Минкультыры Астранаской обрасти

«Александр Невский» под открытым небом

Во второй вечер давали авторскую постановку кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. В ней были задействованы симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета под управлением главного дирижера Валерия Воронина, а также сводный хор театра, к которому присоединились артисты хора Республики Калмыкия. Ведущую вокальную партию исполнила солистка московского театра «Новая опера» Полина Шамаева.

Постановку этого большого произведения нечасто можно увидеть вживую, и тем более под открытым небом. Так что астраханцам повезло. По отзывам зрителей, получилось очень впечатляюще — восприятие музыки усиливали масштабные декорации, костюмы и светомузыкальное оформление. Все это — результат коллаборации международной команды организаторов фестиваля и труппы Астраханского театра оперы и балета.

Музыкальные критики и искушенная астраханская публика в один голос заявили, что «Александр Невский» — вершина всех open air маэстро Воронина, который уже девять лет ставит «Русские оперы в Астраханском кремле». Сам маэстро скромно заметил, что успех постановки — в первую очередь заслуга автора, композитора Сергея Прокофьева: «Партитура произведения отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций».

Огромное впечатление постановка «Александр Невский» произвела на примадонну Берлинской оперы, звезду Ла Скала и Метрополитен-опера Анну Самуил: «Это грандиозное действо, потрясающее событие! Браво оркестру, дирижеру, солистам, хору! Я должна сказать, что невозможно удержаться от слез, потому что переполняют эмоции». На следующий день после сольного выступления оперной певицы публика рукоплескала ей стоя. Как знать, может быть, в ее вдохновенном исполнении не последнюю роль сыграли пережитые накануне эмоции.

Дефиле Фото: Фото Денис Смусев

Звезды, дебюты и яркий перфоманс

Заключительным аккордом OperaFirst стал грандиозный гала-концерт под открытым небом с участием звезд мировой оперы и сводного симфонического оркестра прикаспийских стран, которые впервые встретились на одной сцене. В их исполнении прозвучали произведения и оперные арии композиторов, которые не сходят с мировой сцены: Вагнер, Верди, Рахманинов, Моцарт, Оффенбах, Дворжак и др.

Дебют сводного оркестра стал одним из главных событий фестиваля. «Практика объединения интересных музыкантов для совместного творчества не нова, но Каспийский регион — это особое место, где встречаются много культур: с одной стороны — советское наследие, с другой — новая восточная школа», — сказал дирижер оркестра Михаил Голиков. Собрать в одну команду несколько десятков музыкантов из разных стран — непростое дело даже без учета ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Удалось это благодаря работе культурного фонда Music Entertainment и международной платформы Classic@home, которая в числе прочего в период пандемии помогала взаимодействовать музыкантам из разных стран. «Из каждой страны мы пригласили оркестрантов, которые являются солистами ведущих национальных коллективов и имеют международный опыт. Уже в Астрахани я отчетливо увидел у них огромную мотивацию и убедился в правильности своего решения», — рассказал Федор Елесин. 

Программа гала-вечера была построена таким образом, чтобы накал эмоций в зале нарастал постепенно. Музыкальную часть удачно дополнило модное дефиле: под знаменитое «Болеро» Мориса Равеля на сцене состоялся показ последних коллекций дизайнеров — участников Каспийской недели моды.

Участники фестиваля OperaFirst. Astrakhan Фото: Фото Денис Смусев

Post factum

Фестиваль был организован по инициативе властей региона. «У них было желание сделать красивое и захватывающее мероприятие. И я это желание подхватил. И Астрахань действительно хотела это видеть. Людям понравилось, они были приятно удивлены», — рассказал Федор Елесин.

Восторженная реакция публики и положительные отзывы критиков подталкивают организаторов к очевидному решению: не останавливаться. И возможно, теперь OperaFirst. Astrakhan станет ежегодным событием.

«Речь идет о становлении города как культурного центра Прикаспия. Это вполне реализуемо, если мы такие проекты можем делать и можем их развивать. И наши соседи подтянутся обязательно, — сказал Елесин. — Я знаю, что в Азербайджане, Иране, Казахстане вышло несколько интересных статей об OperaFirst. Astrakhan-2021. Причем не было никаких особенных усилий с нашей стороны для того, чтобы зарубежные СМИ что-то писали о проекте. Это инициатива, исходящая от них самих».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх