На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Почему Путин не боится тупика в переговорах с Западом

Главным итогом переговоров России с США, НАТО и ОБСЕ на этой неделе стал сам факт этих переговоров. А единственным результатом — новые потенциальные американские санкции, которые, скорее всего, никогда не будут введены. Возможно, все это именно то, к чему стремились сами переговорщики.

Следующий после декабрьского ультиматума Москвы Вашингтону раунд выяснения отношений не замедлил себя ждать — участники процесса уже воспринимают его как будто в качестве своего рода рыцарского турнира, где важнее всего не уронить в лужу собственный герб. 

Две подряд встречи — сначала в Женеве между замглавы МИД РФ Сергеем Рябковым и замгоссекретаря США Венди Шерман, а затем в Брюсселе, где коллега Рябкова Александр Грушко и замминистра обороны Александр Фомин встречались уже с делегацией НАТО во главе с генсеком Йенсом Столтенбергом, — завершились, как известно, безрезультатно.

То есть вообще-то тон заявлений российских представителей по итогам встреч был несколько менее агрессивным. Сами беседы они называли вполне полезным и откровенным «разговором по душам». И даже уверяли, что донести свою позицию до НАТО им удалось. Вот только констатировали, что убедить оппонентов в необходимости исполнить российские требования .

Аппетиты России в процессе переговоров даже выросли. Если изначально Москва хотела, чтобы НАТО прекратил расширяться на восток и гарантировал, что Украина и Грузия не вступят в альянс никогда-никогда, то сейчас Сергей Рябков уже говорит о возвращении НАТО . То есть не расширяться уже мало — надо, видимо, сужаться, исключая из рядов НАТО Чехию, Польшу, Хорватию и еще добрый десяток стран. На что ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне никто, конечно, не соглашается.

Американцы же помнят, как по этому пути пытался идти Барак Обама, который в рамках «перезагрузки» отношений с Россией довел в 2012 году количество американских войск в Европе до исторического послевоенного минимума. Дело, с их точки зрения, и закончилось «вежливыми людьми» в Крыму. 

Заседание Совета Россия — НАТО в Брюсселе Фото: NATO/POOL/Anadolu Agency/Getty Images

Министр иностранных дел России Сергей Лавров тем временем благополучно подтвердил для Запада его худшие опасения. «НАТО сейчас, — сказал он, — чисто геополитический , которая оказалась бесхозной после исчезновения Варшавского договора и после распада Советского Союза».

Не утерпел наш великий дипломат. Довольно странно называть «бесхозной территорией» страны, населенные живыми людьми и имеющие свои правительства (и, между прочим, довольно богатую историю вдобавок, в которой социалистический период занимает не так уж много места). Какой-то, прямо скажем, взгляд помещика, недовольного тем, что крестьяне по недосмотру утекли к другому хозяину, и готового затеять по этому поводу тяжбу — а вот та-то деревенька, мол, по старым ревизским сказкам папеньке моему принадлежала, пока он не помер! Слова Лаврова трудно понять иначе, как признание в мечте по возвращению «беглых крестьян», что, понятное дело, в той же Польше вызвало резкую реакцию. 

Может быть, правда, это такой заход для того, чтобы, толсто намекнув на возможные проблемы у всей Восточной, а то и Западной Европы, например с газом, выторговать для себя хотя бы Украину с Грузией. А намеки российской стороны вполне можно зачесть и за угрозы: если НАТО не пойдет на условия России, то может Вацлав Гавел 20 с лишним лет назад. Получается, что чем больше российские власти угрожают, тем больше европейцам хочется укреплять безопасность от России. 

Пока главным предметом распри остается все же Украина. В США многие считают, что Владимир Путин спит и видит, как бы в нее вторгнуться, в России в ответ дают понять, что вторгнуться мы можем, только если Украина начнет наступать на Донбасс. Что для Запада одно и то же, и поэтому администрация Джо Байдена для российской правящей верхушки начиная с самого Путина и отключение России от международных финансовых инструментов. В Кремле такие инициативы расценивают как «запредельные меры».

Владимир Путин Фото: пресс-служба Президента РФ

Превентивное объявление санкций с отложенным вводом — любопытная идея, надо сказать. Здесь можно не останавливаться и заранее сочинить пакеты санкций на все случаи жизни, как наборы для готовки блюд. Допустим, на случай, если в России начнут притеснять евреев, или строить новые ядерные ракеты, или заново провозгласят стремление к установлению мирового коммунизма. Случаи-то, они же всякие бывают, а тут уже все и приготовлено. Некоторое время назад конгрессмены Стив Коэн и Джо Уилсон уже Владимира Путина президентом, если он снова продлит полномочия в 2024 году — отчего бы и сюда не прикрутить возможные санкции? Шантаж? Вы так говорите, как будто это что-то плохое.

Все это выглядит азартной и опасной игрой, если не считать того, что на самом игровом столе тем временем ничего не происходит; и сами политические лидеры, кажется, считают это удачной линией поведения. Если предъявлять другой стороне угрозы за то, чего не произошло и, возможно, даже не было задумано, то и победа неизбежна. Путин всегда сможет сказать, что американцы не вторглись в Донбасс и не приняли Украину в НАТО только потому, что Россия предупредила о суровом отпоре, — и то же самое сможет сказать своим избирателям Байден. Под угрозой санкций, мол, русские и остановились, открываем шампанское. 

А если никто и не собирался никуда вторгаться и кого-то куда-то принимать (прямо скажем, Украине до НАТО и без Путина еще чрезвычайно далеко), так и слава богу. Войны не случилось, а рейтинги-то — вот они.

Единственным последствием обострения станет тогда сохранение статус-кво на долгие годы, и кто сказал, что это никого на самом деле не устраивает? Для Кремля сам факт разговора с Вашингтоном — уже большой успех, чем и объясняется довольный тон дипломатов. Тут чем более залихватские требования выдвигать, тем дольше разговор продлится. Разве что Минские соглашения превратятся в оборот речи, и поговорка «до исполнения Минских соглашений» станет синонимом фразы «до турецкой пасхи», а сама ситуация — аналогом известной притчи про Ходжу Насреддина, осла и падишаха. 

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх