На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    А  ЗАЧЕМ ТОГДА  ПОЗВОЛЯЮТ БАСУРМАНАМ   ПРОХОДИТЬ  РОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО , если билеты  НЕ ПРОДАЮТ....???? Может тог...Turkish Airlines ...
  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...

«‎Атлеты бегают не гениталиями». Как спортивные чиновники десятилетиями решали, кого можно называть женщиной

С 23 июля по 8 августа в Токио пройдет летняя Олимпиада. Впервые за всю историю в играх примет участие трансгендерная персона — тяжелоатлетка Лорел Хаббард из Новой Зеландии. За последние сто лет в большом спорте несколько раз вспыхивали скандалы из-за права на участие в соревнованиях трансгендеров, интерсекс-людей или даже просто женщин, похожих на мужчин. «‎Сноб» рассказывает, почему это происходит и что об этом думают эксперты

Тяжелоатлетка Лорел Хаббард Фото: Dan Mullan/Getty Images

«‎Я не видела, чтобы у кого-то еще брали шесть больших пробирок крови, как у меня»

В августе 2011 года Южная Корея впервые проводила у себя чемпионат мира по легкой атлетике. В забеге на 800 метров среди женщин Уганду представляла 19-летняя . Это были ее первые взрослые соревнования — до того она выиграла Всеафриканские игры и завоевала бронзу на чемпионате мира среди юниоров. Негесе прочили большую спортивную карьеру, Федерация легкой атлетики Уганды даже присвоила ей звание спортсменки года‎. Но после состязаний в Южной Корее планы резко изменились.

Началось все с анализов крови. Их сдавали все спортсменки на чемпионате мира в 2011 году, однако Негеса , что в ее случае обычная медицинская процедура проводилась особым образом. «‎Я не видела, чтобы у кого-то еще брали шесть больших пробирок крови, как у меня», — удивлялась легкоатлетка. Результаты тестов ей не показали. Так и не узнав, для чего вообще проводилось такое обследование, Негеса продолжила участие в чемпионате. В забеге на 800 метров она заняла 21-е место и после соревнований решила сконцентрироваться на подготовке к Олимпиаде в Лондоне.

На финальных этапах тренировок Негесе позвонил менеджер и сообщил, что она не сможет участвовать в играх. «‎Он сказал, что в образцах моей крови обнаружили высокий уровень мужских гормонов, — рассказывала Негеса. — И поэтому они не смогут допустить меня до забега». По совету докторов Международной ассоциации легкоатлетических федераций (сокращенно ИААФ, а с 2019 года носит официальное название «‎Международная атлетика»), спортсменке пришлось отправиться во Францию для дальнейшего медицинского обследования. Там ее осматривала команда врачей-мужчин. По результатам многочисленных анализов, которые спортсменке опять не показали, Негесу направили на операцию в Кампалу. В угандийской столице Негесе сказали, что ей предстоит «‎простая операция — что-то вроде инъекции, чтобы избавиться от лишнего тестостерона». ‎Она согласилась.

В ноябре 2012 года, очнувшись после анестезии, Негеса узнала, что ей удалили внутренние яички (в некоторых случаях у интерсекс-людей с внешними женскими гениталиями в брюшной полости обнаруживаются мужские органы). «‎Я очнулась и увидела у себя внизу живота порезы. Стала спрашивать себя: что случилось? что они сделали со мной?» — спортсменка. По ее словам, она соглашалась именно на инъекцию для снижения уровня тестостерона, но никак не на такую серьезную операцию, как удаление внутренних яичек. Врачи еще какое-то время продержали ее в больнице и прописали антибиотики.

После многомесячного и сложного процесса выздоровления Негеса вернулась к тренировкам. Но свою прежнюю физическую форму она так и не восстановила. В результате университет, при котором она тренировалась, лишил ее стипендии в конце 2013 года. В 2016-м с ней прекратил общаться менеджер, а в 2019-м она переехала в Германию, где получила политическое убежище. По спортсменки, возвращение в Уганду, где ЛГБТК-люди подвергаются публичному осуждению, привело бы к тюремному сроку или смерти.

Случай Аннет Негесы — только один пример того, как международные спортивные организации долгие годы пытались определить, кого можно и кого нельзя называть ‎женщиной.

ДАЭГУ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ - 1 сентября: (слева направо) Люсия Клокова из России, Никки Хэмблин из Новой Зеландии и Аннет Негеса из Уганды соревнуются в забеге на 800 метров среди женщин в шестой день 13-го чемпионата мира по легкой атлетике Фото: Stu Forster/ Getty Images

«‎Сложно назвать южноафриканку как-то иначе, чем мутантом»‎ 

На том же чемпионате мира в 2011 году вместе с Аннет Негесой бежала другая спортсменка — Кастер Семеня из ЮАР. Она выступила намного успешнее Негесы и заняла второе место в беге на 800 метров. До этого на чемпионате мира в 2009 году она взяла золото. Видимо, из-за более высоких результатов на соревнованиях Семеня привлекла большее внимание журналистов и спортивных чиновников, чем Негеса, хотя генсек ИААФ Пьер Вайс, обсуждая гендерную принадлежность Семени.

После победы Семени в 2009-м ИААФ обязала легкоатлетку пройти тестирование на определение пола. Главным показателем в этом вопросе для спортивных врачей был уровень тестостерона — гормон, который естественным образом производится в организмах и мужчин, и женщин. Семеня сдала необходимые анализы, и их результаты показали, что у бегуньи гиперандрогения — ее организм вырабатывает повышенное количество тестостерона. Заключения медицинских обследований не были опубликованы, но в СМИ стала появляться о том, что Семеня — интерсекс-персона, то есть человек с признаками одновременно мужского и женского пола. Несмотря на скандал в медиа, ИААФ разрешила Семени сохранить свою золотую медаль и выступить на следующих соревнованиях.

Многих это решение возмутило. Среди была и российская легкоатлетка Светлана Черкасова: «Сложно назвать южноафриканку как-то иначе, чем мутантом. Как мы должны соревноваться с ней, имеющей заведомо повышенный уровень тестостерона?» При этом некоторые спортсменки отмечали, что их не волновал пол Семени. «‎Я думала о своем выступлении и не смотрела на других людей. Шумиха в СМИ по поводу Кастер на меня тоже никак не влияла», — рассказала «‎Снобу»‎ российская бегунья Елена Аржакова, выступавшая с Семеней в одной дисциплине.‎ В ИААФ заключили, что для участия в соревнованиях южноафриканская атлетка должна снизить уровень тестостерона с помощью гормонотерапии. Семеня обвинила ассоциацию в том, что это правило было введено специально против нее, но стала принимать гормональные препараты, после чего ее спортивные результаты ухудшились. На Олимпиаде 2012 года в Лондоне на дистанции 800 метров она финишировала второй.

Позже скандал вокруг другой спортсменки — Дути Чанд — вынудил организацию ошибки в данных, использованных авторами исследования. Несмотря на это, федерация снизила лимит на тестостерон — с десяти наномолей на литр до пяти — причем только для забегов на 400, 800 и 1500 метров. То есть на все виды дисциплин, в которых участвовала Кастер Семеня. После Олимпиады-2016 в Рио спортсменку отстранили от дальнейшего участия в соревнованиях.

Она пыталась оспорить решение ИААФ в Спортивном арбитражном суде, но ‎«сохранением целостности женского спорта». 

Дути Чанд Фото: Wikimedia

«Измеряли клитор и размер груди‎»‎ 

Тестирование на определение пола впервые ввели в 1966 году на чемпионате Европы по легкой атлетике в Будапеште. Его называли «‎голыми парадами». Тест был достаточно простой: комиссия из трех врачей-женщин осматривала гениталии спортсменок и проверяла наличие вторичных половых признаков. «‎Ты заходила, задирала футболку и приспускала штаны», — пройти интерсекс-женщины с вариацией нечувствительности к андрогенам — зато ее могли бы пройти мужчины с вариацией Клайнфельтера, имеющие XXY-хромосомы.

В 1990-х ИААФ и Международный олимпийский комитет отменили обязательные тесты на половую принадлежность для всех, но продолжили проводить медицинские обследования в индивидуальном порядке. Проверка внешних половых признаков выглядела все так же унизительно. На таких осмотрах, как бегунья Дути Чанд, у спортсменок «‎трогали вагину, измеряли клитор и размер груди, оценивали количество и линию роста лобковых волос»‎. Но главным показателем все же стал уровень тестостерона — сейчас для участниц Олимпиады он должен сохраняться на уровне десяти наномолей на литр в течение года.

«Норма тестостерона для участниц женских соревнований установлена произвольно и не имеет научного обоснования»‎, — утверждает врач-эндокринолог, ведущая телеграм-канала Ева Цветкова. По ее словам, медикаменты, которые должны принимать спортсменки для снижения уровня тестостерона, имеют несколько побочных эффектов: «Антиандрогенные препараты бывают разные. Из тех, что широко применяются в США и Европе, это либо верошпирон, либо блокаторы тестостероновых рецепторов. Из нежелательных побочных эффектов (это не значит, что они вообще будут, и точно они будут не у всех, но возможны): общая слабость, утомляемость, нарушения сердечного ритма, гепатотоксичность. Естественно, эти препараты не сочетаются с беременностью и могут влиять на плод, если она вдруг произойдет на фоне их приема. Индивидуальные аллергические реакции тоже никто не отменял‎»‎.

Сам факт того, что более высокий уровень тестостерона дает преимущества в спорте, вызывает у многих экспертов большие сомнения. В 2019 году специалистка по социологии медицины из Барнардского колледжа Ребекка Джордан-Янг и антрополог из Йельского университета Катрина Карказис опубликовали книгу «‎Тестостерон», которая высокую оценку авторитетного научного журнала Nature. В работе утверждается, что уровень тестостерона на самом деле не влияет на конкурентоспособность в спорте, силовые показатели, склонность к риску или половое влечение: «Тестостерон — это не биологическая сущность мужественности. На самом деле это даже не мужской половой гормон‎»‎.

Польская легкоатлетка Ева Клобуковская Фото: Wikimedia

«‎Нельзя просто объявить себя женщиной и получить возможность соревноваться с женщинами»‎ 

Трудности на пути к участию в ‎Олимпиаде и чемпионатах мира возникают не только у интерсекс-, но и у трансгендерных женщин. В 2003 году Международный олимпийский комитет требования по хирургическим изменениям — удалению яичек у трансженщин и яичников у трансмужчин. Теперь условия стали такими: трансгендерная спортсменка должна была заявить о своей гендерной идентичности не позже чем за четыре года до соревнований и поддерживать уровень тестостерона ниже десяти наномолей на литр в течение года.  

С отменой требования по удалению яичек споры вокруг участия трансгендерных женщин в Олимпиаде вспыхнули с новой силой. Отвечая в Twitter на вопрос одного из своих подписчиков о трансгендерах в женском спорте, знаменитая теннисистка Мартина Навратилова за более жесткие правила для трансгендерных спортсменок. По ее мнению, операция по смене пола должна оставаться обязательным условием для их участия в соревнованиях, иначе «‎люди будут заниматься манипуляциями, если появится возможность делать деньги и получать медали»‎.

«‎Есть целый ряд исследований, доказывающих преимущества трансгендерных женщин перед цисгендерными. Только все они характеризуются маленькой выборкой и имеют довольно смешанные результаты: какие-то параметры (например, площадь мышечных волокон) могут оставаться у трансженщин выше, чем у цисженщин, но еще не ясно, дает ли это что-то в долгосрочной перспективе», — рассказала «‎Снобу» эндокринолог Ева Цветкова.

«Опасение, что женщин нужно обязательно ограждать от людей, которые вдруг под видом женщин проберутся на женские соревнования и начнут выдавать сверхвысокие результаты, необоснованно», — отмечает в разговоре со «‎Снобом» президент Федерации ЛГБТ-спорта России Алена Липилина. По ее мнению, эта проблема связана со стереотипами о том, что женщина физически слабее мужчины. При этом исследования того, как трансгендерные женщины проигрывали цисгендерным: в 1970-х годах Ричард Раскинд стал одним из лидеров американского тенниса в ветеранской категории старше 35 лет, пробившись в финал чемпионата США, но после смены пола, став Рене Ричардс, спортсменка проиграла в полуфинале профессионального женского тура в Нью-Джерси 17-летней теннисистке. 

«‎На самом деле вред спорту приносят искусственные разделения на мужские и женские нормативы вместе с травмирующими тестами на половую принадлежность, а не допуск трансгендеров или интерсексов к соревнованиям, — заключает Липилина. — ‎Атлеты бегают не гениталиями. Те физические показатели, на которые мировые спортивные организации обращают особое внимание, имеют мало отношения к конкретным достижениям. В большей степени они связаны с нашими страхами и стереотипами»‎.

Автор: Асхад Бзегежев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх