Сноб

21 подписчик

Свежие комментарии

  • Вячеслав Пронин
    Так часто бывает -США нагадят,а кричат "держи вора!" НЕ исключаю факта переложения своей ответственности в этом вопро...Неопровержимое до...
  • Роман Романов
    Молодец Лукашенко - так и надо с врагами белорусского государства. Надо же так в Гейропе "табаки" возбудились...уж ...«Сумасшедшие дикт...
  • Ed Red
    Это ж до какой степени нужно быть убогим, что бы такой либершизодный отстой как Николай Сванидзе стал икспердом по во...Прокремлевское «З...

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Людмила Сарычева, соавтор бестселлеров «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки», выпустила новую книгу «Уступите место драме». Она рассказывает о том, как использовать приемы драматургии в информационном тексте, то есть там, где никакой драматургии изначально нет. По просьбе «Сноба» Людмила рассказывает о своем опыте — как написать хит и собрать вокруг него сообщество поклонников

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу
Фото: пресс- служба

Если вы специалист в своей сфере, у вас большой опыт и много историй из практики, то собрать материал для книги не так уж и сложно. Последние семь лет я работаю редактором, много пишу и еще больше вычитываю и правлю чужие статьи. За это время я написала руководства, собрала чек-листы для авторов, устраивала разборы статей, проводила обучение, выступала на конференциях, писала книги. У меня есть тысячи примеров на тему того, как написать интересный и понятный текст. Тем не менее от момента идеи до выхода книги у меня ушло два года. Потому что хорошая книга — это не только текст.

Работа с содержанием 

Хотя у меня есть опыт выпуска книг, с новой публикацией я проходила все с нуля. Свои первые две книги, «Пиши, сокращай» и «Новые правила деловой переписки», я писала в соавторстве с коллегой Максимом Ильяховым, и мы друг друга торопили, редактировали, советовались, придумывали ходы.

А теперь я делала все сама. Обычно выпуск начинается с договоренностей с издательством. Когда мы придумали выпустить «Пиши, сокращай», то писали всем известным компаниям, но получали отказы. Пока в нас не поверила «Альпина». 

Зимой 2019 года я подумала когда-нибудь в будущем написать книгу о драматургии в информационном тексте. В феврале я , и мы с организаторами решили анонсировать эту книгу, будто я реально над ней работаю. Чтобы эта шутка вписалась в выступление, я выбрала для книги максимально глупое название, нафотошопила обложку и попросила зал меня поддержать. 

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

В момент анонса книги на конференции я просто рассказала о ней ради драматургии и не планировала сразу реально ее писать. Потом о моей идее узнали в издательстве «Бомбора» и предложили выпустить книгу у них. Мне было приятно, что они проявили инициативу, и я согласилась.

В начале работы я несколько раз общалась с редактором из издательства и обсуждала содержание и структуру. Так прошли первые полгода работы, когда я пыталась утрясти главы и параграфы и делала первый подход к тексту. Я показала издательству вариант, и оно его одобрило. А потом я потратила еще девять месяцев на то, чтобы все переписать, потому что текст был написан скучно, а структура противоречила логике.

Вот, например, как выглядело содержание первой главы в начале работы над книгой и в финале.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Я не знаю, как пишут книги авторы, которые не работают с текстом профессионально. Насколько я понимаю, в таком случае большую работу берут на себя редакторы издательства. Я же советовалась с редактором только в начале, а потом компоновала материал, писала текст и редактировала сама. Чтобы книга получилась качественной, мне пришлось выкинуть первую версию текста почти целиком и написать все заново. 

Вместе с содержанием и структурой книги я серьезно редактировала каждый параграф. Часто получалось так: читаю параграф, он мне не нравится, я удаляю целиком разворот книги и пишу заново.

Вот, например, один и тот же фрагмент до переделки и после. Даже не вчитываясь в текст, видно, насколько все изменилось, стало ритмичнее и нагляднее благодаря примерам.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Для меня было важно, чтобы книга легко читалась, поэтому я проводила такую радикальную редактуру. Я хотела, чтобы читатель открыл первую страничку и не мог оторваться и чтобы можно было читать даже на уставшую голову. Поэтому я сама перечитывала каждую страницу, замечала, где написано скучно, где не хватает примеров, где слишком долго размазывается одна мысль, и переписывала так, чтобы все это исправить. И всегда применяла те же приемы, о которых пишу в книге: добавляла примеры, шутила, объясняла на метафорах. Когда все было готово, отредактировала текст еще раз.

Я показала книгу своему другу — арт-директору с богатым опытом, и он дал мне много полезных комментариев. Так мне пришлось переписать еще один разворот, потому что там нашлась антинаучная чушь, и пришлось поправить множество мелочей. Если вы можете показать свою книгу кому-то умному и беспристрастному — обязательно сделайте это.

В итоге работа над книгой продолжалась год и три месяца, хотя я думала, что справлюсь за полгода. Но в процессе все оказалось сложнее.

Как помогают макет и оформление

Обычно в работе над книгой автор сдает рукопись, издательство разрабатывает макет и перетаскивает туда текст. Результат вы все представляете.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Это книга Насима Талеба «Антихрупкость». Новый параграф начинается с середины страницы. В конце обеих страниц мысль не заканчивается, а продолжается на следующей. То есть читателю придется перелистывать, чтобы прочитать конец предложения. Я делала иначе. Все книги, над которыми я работала, я писала сразу в макете. Поскольку это не стандартная практика, об этом нужно отдельно договориться с издательством. Но я не представляю, как работать по-другому. Для меня важно не только качественное содержание, но и то, как оно расположено на разворотах. Я хочу, чтобы читателю было удобно читать и запоминать идеи. Для этого они должны быть правильно поданы.

Вот так выглядят развороты моей книги.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Новая мысль всегда начинается на новой странице и заканчивается на развороте. То есть каждая страница и разворот создается как отдельное произведение, чтобы читателю было удобно. Так может работать только автор: я хорошо знаю материал и могу вырезать лишнюю строчку или добавить пример, если нужно добить текст до конца разворота. Этого не сможет сделать даже самый чуткий верстальщик книг на свете, потому что у него нет права вмешиваться в материал ради красивой верстки.

В моем случае работа строилась так:

  1. Я написала первую заметку-черновик, которая в будущем войдет в книгу. В этой заметке уже были многие элементы верстки, например таблица и примеры с отступом.
  2. Поговорила с арт-директором о макете, отдала ему эту заметку.
  3. Арт-директор сделал первую версию макета, сформулировал идею, которая должна передаваться через оформление, придумал стиль иллюстраций.
  4. Я продолжила писать книгу в макете, а по ходу стала понимать, каких элементов верстки не хватает.
  5. В процессе дорабатывали макет и заказывали иллюстрации.
  6. Когда книга была готова и сверстана, я отдала ее арт-директору.
  7. Арт-директор обновил макет, поменял некоторые элементы, предложил иначе сверстать часть страниц, подобрал новый шрифт для заголовков и каждый заголовок проработал вручную.

Итоговый шрифт для заголовков мы выбрали в самом конце.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

По ходу работы я много рассказывала о книге и собирала отзывы. В инстаграме выкладывала сторисы с фрагментами или элементы оформления книги. И вот когда мы выбрали шрифт и я показала его своим подписчикам, они стали голосовать против.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Издательство тоже было против этого шрифта, но мы с арт-директором стояли на своем. В итоге к моменту выхода книги все хвалили оформление.Когда выбираешь что-то, что выходит за рамки стандарта, это встречает сопротивление, и читателям просто нужно время, чтобы принять непривычное.

В целом оформление книги получилось не типичным для нон-фикшена. Иллюстрации больше похожи на сказочные. Но именно это и круто: моя книга посвящена интересному тексту, а значит, обязана выделяться среди других. Один из важных принципов драматургии — нарушать ожидания, и мы с художником и арт-директором специально добивались этого в макете.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Если честно, я не знаю, что больший труд: сделать крутую книгу, которая не похожа на то, что есть на рынке, или заставить читателей и издательство поверить в нее. С издательством получилось не сразу, и здесь начинается самое интересное.

Пилотный тираж и продвижение

С самого начала я сделала процесс работы над книгой публичным: объявила о подписании договора с издательством, писала посты о процессе работы, проводила опросы. С момента анонса до старта продаж я заручилась огромной поддержкой читателей, которые ждали книгу, присылали письма, поддерживали меня в комментариях.

Самое интересное началось, когда книга уже была готова, и мы решали с издательством вопросы с обложкой. Получилось так, что в октябре книга должна была уйти в печать, но весь сентябрь мы обсуждали обложку и так не смогли прийти к согласию. Тогда я приняла радикальное решение и отменила выход книги.

План был в том, что несколько месяцев я буду вести активность по продвижению: в итоге все будут ждать ее именно с моими обложкой и шрифтом, а издательство не будет возражать против моего оформления. Вот, что я сделала и во сколько это обошлось.

Напечатала пилотный тираж. Я решила, что лучший способ проверить книгу в действии, собрать отзывы и запустить рекламу — напечатать собственный тираж и распространить его. Я живу в Рязани и напечатала 100 экземпляров в Рязанской областной типографии. В итоге я разобралась, как подгонять макет под типографское оборудование, от чего зависит стоимость печати и как определиться с цветовой палитрой. И это бесценные знания.

Теперь я не представляю, как можно выпустить книгу без пилотного тиража. После того, как я получила свои сто экземпляров, мы внесли два десятка исправлений в верстку, формулировки, обложку. Еще стало ясно, что страницы должны быть толще, потому что иллюстрации просвечивались.  

Напечатать сто книг стоило 88 000 рублей.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Отправила часть тиража прекрасным людям. Для пиара книгу нужно было отправлять блогерам с большой аудиторией, но мне было плевать на пиар. Я мечтала показать свою книгу людям, которых уважаю и которыми восхищаюсь. Так, я отправила книгу Владимиру Познеру, драматургу Саше Денисовой и сценаристу Камиллу Ахметову. Понятно, что с точки зрения медийности мне это ничего не дало, но сам факт того, что я могу показать свою работу таким специалистам, меня здорово вдохновил.

С медийностью все-таки тоже сложилось. Например, о книге рассказали Денис Чужой и Татьяна Никонова. А еще телеграм-канал «Беспощадный пиарщик»: их стиль я разбираю в книге, а они написали об этом в своем канале. Всем троим я отправила по экземпляру. С Денисом мы знакомы, а Татьяне и «БП» я просто писала сообщение и предлагала прислать книгу. Они очень хорошо это восприняли.

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

В итоге я отправила около тридцати книг. Доставка обошлась в 15 тысяч рублей.

Оставила один экземпляр книги в центре Москвы, в отеле «Рихтер», и в инстаграме предложила читателям его забрать: кто первый доберется, тот и получает книгу. Через час ее уже забрали. Это было бесплатно.

Устроила благотворительную акцию. Это моя любимая идея — читатели могли купить книгу за пожертвование в благотворительный фонд из списка, в нем было пять организаций, которые я поддерживаю сама. Я выделила на это 20 экземпляров, и они разошлись за 20 минут.

В результате моей акции фонды получили 30 тысяч рублей. А я потратила 12 300 рублей на отправку.

Конечно, было много активности, которую можно считать условно бесплатной. Мы вместе с арт-директором запустили сайт книги, я активно вела инстаграм и вовлекала читателей, участвовала в подкасте «Поредачим» у Паши Федорова, а еще придумала вот такой канал:

Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Сейчас книга вышла, и часть работы по продвижению взяло на себя издательство и пиар-агентство, но я продолжаю со своей стороны тоже устраивать движухи. У меня в планах еще конкурс для читателей и несколько других задумок.

Итак, секрет успеха 

Я не знаю, насколько успешной будет книга. Может быть, сейчас спадет ажиотаж от моих читателей, а дальше продажи пойдут с трудом. Нужно время, чтобы это проверить. Но я точно знаю, что я сделала все, что от меня зависит, чтобы книга стала популярной. А секрета, как всегда, нет.

Для меня главный вызов был в том, чтобы не бояться. Не бояться взять больше времени на работу, чем планировалось. Делиться своими провалами с читателям. Удалить готовый материал и написать его заново. Отстаивать свои идеи перед читателями и издателями. Спрашивать совета, но отвечать за результат.

На работу с книгой я потратила полмиллиона рублей, которые, вероятно, никогда не окупятся. Эти деньги ушли на макет, иллюстрации, шрифты, печать тиража и продвижение. И если у вас есть лишние полмиллиона – это здорово снимает любые страхи.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх