На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

55 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vasiliy Belokurov
    Вот честно.....из всего фильма осталось целостное впечатление только от первых кадров расстрела машин везущих жителей...Алексей Герман-мл...
  • Иван Агеев
    Нашли "пример для подражания", блин! Даже и не пойму - то ли смеяться, то ли нет, потому что грех над убогими. Кто же...Авторы фильма о Р...
  • Владимир Моргунов
    Это сродни интервью собчачки с маньяками !!! Нафаршированный глянец на бабенку, сыгравшую не последнюю роль в развале...Авторы фильма о Р...

«Ничего подлого я не сделал». Саксофонист Игорь Бутман о джазе с Клинтоном и хоккее с Путиным

Сегодня свой день рождения отмечает известный российский музыкант Игорь Бутман. Ему исполняется 60 лет. Бутмана называют самым прославленным джазменом страны. Но помимо музыки, как это часто бывает с российскими деятелями культуры, музыкант не обошел стороной политику. Бутман входил в состав Высшего совета партии «Единая Россия», был доверенным лицом Владимира Путина, а бывшего серого кардинала Кремля Владислава Суркова называет своим близким другом. О причудливом переплетении джаза как музыки свободы и работы на власть с Игорем Бутманом по просьбе «Сноба» поговорила Елена Нуряева

Фото: Пресс- служба


Ɔ. Начнем с джаза. Мой папа обожал передачи Уиллиса Коновера на «Голосе Америки», в семье был культ джаза. Мне кажется, тогда знание основных джазовых стандартов, ключевых композиторов и исполнителей было хорошим тоном и признаком особенной культуры. Сейчас джаз стал как будто бы немодным, музыкой, которая ассоциируется у многих с лобби отеля или лифтом. Вы как считаете, это правильное ощущение?

У меня тоже был культ джаза в семье, но это было не во всех домах, да и знаний о джазе было не очень много. «Голос Америки» тоже не все слушали, и даже не все имели приемники с короткими волнами. Джаз вызывал огромное уважение у людей, потому что это был как бы запретный плод, часть какой-то эфемерной свободы. Люди немножко фрондировали этим, у интеллигенции слушать джаз считалось хорошим тоном. Эта музыка тогда чаще звучала в кино, в зарубежных и даже наших фильмах. Сейчас, конечно, информации о джазе больше, и он стал, как мне кажется, более высокого качества. И люди при всем многообразном выборе все-таки и на джаз тоже обращают внимание. Просто тогда джаз был единственной альтернативой. Сейчас все же ситуация принципиально иная: больше фестивалей проходит, больше джазовых концертов, и джаз-клубы появились, чего не было.


Ɔ. И вам надо тоже сказать спасибо за продвижение этой культуры. 

Я стараюсь, да.


Ɔ. Можно ли причислить джаз к популярной музыке? В какой модный магазин ни зайди, везде джаз. 

У джаза много разновидностей, но популярной музыкой его все-таки нельзя назвать. Допустим, та же музыка, которую ставят в лифте, более простая, более мелодичная, более примитивная в какой-то степени. Заходишь в модные магазины, и там звучит уже смесь хип-хопа и джаза, а в некоторых и традиционный джаз 50–60-х годов, даже бибоп порой звучит. То есть везде по-разному.


Ɔ. Для советской интеллигенции джаз был глотком свободы, через него люди копировали американскую культуру — а что сейчас является таким голосом свободы? Можно ли сказать, что рэп стал новым джазом?

Я, честно говоря, не уверен. Потому что рэп в том виде, в котором он есть, особенно наш рэп, достаточно примитивен с музыкальной точки зрения — стихотворную часть не берусь судить. Мой 12-летний сын записывает биты, практически не зная нотной грамоты, я даже ставил его треки Алишеру Моргенштерну — он сказал, что для 12-летнего мальчика это неплохо. 

Фото: Александр Миридонов/ Коммерсантъ


Ɔ. Сейчас среди популярной музыки в принципе сложно найти ту, которая отличается музыкальной составляющей — на первый план выходят презентация, эпатаж или смысл.

Пусть в мире существует разная музыка и разные стили. Я не хочу и не буду судить миллионы людей, поклонников того же Моргенштерна или Басты. Моя задача — пропагандировать свою музыку, делать так, чтобы она тоже была востребована. Конечно, это большая работа с точки зрения пропаганды чуть более сложного искусства — объяснять всем, почему это и интересно, и хорошо, доказывать это музыкально.


Ɔ. У вас была передача «Джазофрения» на телеканале «Культура». Мне очень нравилось это название, потому что в нем как бы заложено отношение к джазу людей, которые от него далеки и которым он тяжело дается. Иногда джаз бывает очень тяжелым для восприятия. Даже моя мама могла сказать: «Ой, ну, это какая-то шизофреническая музыка, антиклассика». Вы считаете, что джаз — это антиклассика, поломанная классика или, наоборот, это просто ее логичное развитие?

То, что мы называем классикой, — это академическая музыка. Вся классика была создана очень давно, последняя — в начале ХХ века. Если мы берем академическую музыку, то современная академическая музыка тоже имеет свою историю, свои непростые стили, в которых она развивалась, есть атональность, есть алеаторика, есть додекафония и так далее. Как говорили про музыку Шостаковича или Прокофьева, «сумбур вместо музыки».


Ɔ. Может быть, классика — это не категория, а дистанция? То есть Моцарт для нас — это классика как раз потому, что нас отделяет от нее время? 

Конечно, и классикой когда-нибудь станут нынешние актуальные музыкальные герои. Произойдет отбор, уши человеческие привыкнут, люди научатся получать необходимые эмоции.


Ɔ. Когда-то Билл Клинтон сказал, что вы его любимый саксофонист. А для вас кто был самым любимым? Кого вы считаете своим кумиром, героем?

Из тех, кого я почитаю, кем восхищаюсь, кого слушаю и на кого ориентируюсь — Кэннонболл Эддерли, Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Стэн Гетц, Сонни Роллинз. Советский саксофонист, потрясающий педагог и один из величайших саксофонистов в джазе вообще Геннадий Гольштейн. Вот, пожалуй, мои кумиры.


Ɔ. Почему в джазе мало женских имен, если мы говорим не про вокал? Если забить в гугле «женщина и саксофон», то единственное, что выдает поиск, — это Лиза из мультсериала «Симпсоны».

Не так и мало на самом деле. Есть Кэнди Далфер, есть целый женский оркестр Diva Band в Нью-Йорке, есть трубачка Ингрид Дженсен, есть саксофонистка и кларнетистка Анат Коэн. У нас в оркестре долгое время работала Алевтина Полякова, играла на тромбоне, молодая, симпатичная девушка. Когда я ее увидел, почувствовал ее энтузиазм, стремление играть, меня это так вдохновило и поразило, что я сразу взял ее в оркестр. Сейчас она живет и работает в Нью-Йорке. 

Фото: Зыков Кирилл/ Агентство «Москва»


Ɔ. Вы являетесь членом «Единой России», играете в «Ночной лиге» с президентом Путиным в хоккей, многие люди, мне кажется, забывают, что вы музыкант и импресарио — вы становитесь политическим деятелем. Как вы к этому относитесь? И не кажется ли вам, что вот этот информационный шум вокруг вас слишком тяжел и, возможно, политика того не стоит? 

Во-первых, я практически перестал заниматься политической деятельностью, кроме того, что поддерживаю президента и его курс. Хотя и этого для многих критиков достаточно. Я вернулся в Россию из эмиграции в 1996 году и вижу только улучшения в жизни нашей страны — для меня лично, с точки зрения свободы творчества, свободы передвижения, свободы слова. С 1996 года я провожу свои фестивали, выступаю с концертами. Мне не за что ругать власть. Да и вся моя общественная и партийная деятельность связана только с тем, чтобы продвигать музыку, чтобы доказывать всем, что мы можем гордиться в нашей стране не только балетом, классической музыкой и скрипачами — у нас есть и такое искусство, как джаз. Я не вижу ничего криминального в том, что вступил в партию власти для того, чтобы помогать развитию культуры джаза, музыкальной культуры. Ничего подлого, ничего такого, за что стоило бы оправдываться, я не сделал. 

А когда мы играем в хоккей с президентом, мы просто играем в хоккей, и делаю я это не потому, что хочу обделать какие-то свои делишки, а потому, что просто люблю играть в хоккей и делаю это с пяти лет. Когда я жил в Америке, я ночью приходил на каток, в три часа ночи, после концерта в джаз-клубе. Для меня хоккей — это просто детская, юношеская, взрослая и уже старческая любовь. 


Ɔ. Мне кажется, претензии к вам похожи на критику Чулпан Хаматовой, которая делает огромную, титаническую работу, помогая больным детям, но которую на каждом интервью обвиняют в том, что она за это записывает ролики в поддержку Путина.

А почему Чулпан Хаматова не может поддержать президента, который дает ей возможность помогать детям? И это чудесно, что президент наш и те люди, которые у нас в правительстве, поддерживают такие инициативы. 


Ɔ. К сожалению, сейчас из-за того, что у нас очень политизировалась сфера искусства, многие музыканты, художники, актеры фактически получают запрет на профессию, если они поддерживают известных оппозиционных деятелей. Это как-то вяжется с вашим утверждением о том, что стало свободнее? По-моему, совсем не свободнее.

Приведите мне примеры.


Ɔ. Когда был митинг в поддержку Навального, за него вступились известные актеры и актрисы, например, Александра Бортич и Варвара Шмыкова. После этого им фактически запретили выступать. Или, например, есть такая исполнительница в фолк-джазовом стиле, уже бывшая жена Ильи Яшина, Вера Мусаелян, солистка группы «АлоэВера». Ее концерты стали запрещать повсюду. К сожалению, сейчас люди искусства, которые раньше политикой, в общем, не интересовались, из-за своих политических воззрений могут столкнуться с такими ограничениями, которые фактически ставят крест на их творческой жизни. 

Вы знаете, я с вами согласен, конечно, то, что запрещают, то, что увольняют из театров в каких-то ситуациях, это неправильно. Один мой товарищ, пианист, который со мной когда-то работал, тоже участвовал в одном из несанкционированных митингов. Когда он выставил фотографию с протеста в фейсбуке, я ему позвонил и спросил: «Дорогой, где я недоработал, что тебе пришлось выйти на этот митинг? Мы тебя не пригласили на фестиваль, может быть? Почему у тебя есть время пойти на несанкционированный митинг и выразить свой протест? И протест чему?»


Ɔ. И что он ответил? Вы не смогли понять его позицию?

Он сказал: «Мне было просто любопытно. Я хотел выступить за перемены. Долгое время президент у власти». Вот что ему не нравится. Я на это говорю: «Ну, хорошо, президент долго у власти, да, действительно, немалый срок у нашего президента. Тебе хуже стало или лучше на данном этапе?» Он говорит: «Мне стало лучше». — «Но если тебе лучше стало, так в чем проблема тогда? Почему ты в своем коллективе власть не меняешь? Почему другой музыкант пишет тебе аранжировки, но он второй, меньше зарплату получает и о нем никто не знает, а ты фронтмен, ты играешь, ты главный? Почему ты не отдаешь ему управление? Потому что ты знаешь, что если он будет править, у вас не будет того успеха, который у вас есть сейчас».

27 октября в в Санкт-Петербурге пройдут гала-концерты с участием Уинтона Марсалиса, лауреата премии «Грэмми», и его Jazz at Lincoln Center Orchestra

Беседовала Елена Нуряева

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх