На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сноб

58 подписчиков

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Думаю, многие гениальные люди бывают странными. Самое главное - Николаю надо создать условия для работы у нас в стран...Скрытный гений: ч...
  • Мусин Дамир
    Французам, заходящим в Армению, конкуренция ну ни на кой не сдалась. Шерифа не волнуют проблемы индейцев...Автор проекта «Ви...
  • Маргарита Белкина
    Сколько расходов,а ведь у каждой проблемы есть имя ,фамилия и должность!Чиновники должны прекратить воровать,тогда не...Прорыв дамбы в Ор...

Яхина, Манижа, Ярмыш. Может ли культура быть вне политики

Все культурные скандалы последнего времени в России упираются в эту формулу, реанимированную у нас в 2000-е: «Культура должна быть вне политики». Но что у нас понимают под словом «политика»?.. Как в 21-м веке, при наличии соцсетей и возможности буквально у каждого публично высказывать свое мнение по любому поводу, провести границу между одним и другим? Это искусственное разделение обречено на провал

Два главных скандальных сюжета в российской культуре последних месяцев: писательница Гузель Яхина и певица Манижа. Не успела выйти новая книга Яхиной «Эшелон на Самарканд» — о том, как в 1920-е годы спасали беспризорников, — как : «Это разговор о том… какую меру страшного можно себе позволить в тексте о советском времени». «Начать диалог о советском прошлом» — неплохо звучит, правда? Учитывая, сколько мы всего узнали — начиная примерно с 1986 года. «Общество не повзрослело» — есть такой штамп. Но тут правильнее было бы сказать: общество впадает в детство, в младенчество.

Примерно такому же буллингу подвергается сегодня представитель совсем другой сферы искусства — певица Манижа, которая будет в этом году представлять Россию на «Евровидении» с феминистской песней Russian Woman. Ее выдвижение (в результате открытого голосования, между прочим) в Совете Федерации. 

Добавим к этим скандалам ряда кинопоказов на «Артдокфесте» — и мы получим вполне законченную картину. Все эти скандалы и запреты опираются на базовый миф, укоренившийся у нас в последние десятилетия: он обычно выражается формулой «культура должна быть вне политики». Причем имеется в виду даже не «политическая деятельность», упаси бог. «Политикой» у нас на самом деле обозначают любое отклонение от нормы (которую каждая инстанция трактует по-своему), выход за рамки обычного, проявление самостоятельности, самобытности, наконец попросту интерес к миру. Слово «политика» произносят не для утверждения, а в качестве предупреждения: не влезай, мол. По аналогии с «опасно!», слово это содержит в себе скрытую угрозу, включает все мыслимые страхи и табу. 

…Но возможно ли вообще сегодня, в 21-м веке, отделить политическое, общественное — от искусства? Возможно ли вообще провести эти границы? С тех пор, как мы живем в глобальном мире, где существуют социальные сети и все могут высказываться обо всем, всем до всего есть дело, «политика» означает саму жизнь. Кроме того, без политического, как без соли, не обходится сегодня ни одно эстетическое кушанье. Яхина и Манижа — это вполне конкурентоспособная, кстати, попытка соответствовать мировым трендам, причем мы вступаем в эту воду с большим опозданием (в мировом искусстве все разговоры о травматическом переживании истории давно состоялись — вспомним хотя бы Джонатана Литтелла, — не говоря уже обо всей современной рэп-музыке, которая неотделима от критики общества). 

Фото: Jonathan Singer/Unsplash

Словом, попытка навести тут «порядок» (отделить политику от культуры) — совершенная утопия. Обращаясь к консервативному большинству, российская власть прикладывает титанические усилия для поддержания этого разделения, но это сизифов труд. Попытка удерживать искусство в некоем коконе также означает автоматическое выключение самих себя из мира искусства — и из мира как такового. На этом фоне особенно символично выглядит недавняя на обнаженные статуи в Эрмитаже. Тут даже официоз крутит пальцем у виска и как бы говорит: вы что, спятили?.. А — ничуть: это вполне «логично». Если вы говорите, что искусство должно быть отделено от политики, то следом автоматически возникает желание отделить от искусства все «низкое»: физиологию, тело… Кажется, этот этап человечество уже преодолело. Веков шесть или семь назад.

Вам может быть интересно:

Больше текстов о политике, культуре  и обществе — в нашем телеграм-канале . Присоединяйтесь

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх